История поселений
Error message
Deprecated function: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in drupal_get_feeds() (line 394 of /home/fr1346/public_html/includes/common.inc).
Муниципальное образование сельское поселение «Твороговское»
Муниципальное образовательное учреждение
Суранова Оксана Викторовна, педагог-краевед
Мертвецова Ольга, учащаяся 11 кл. МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»; Руководитель: Мухина Марина Сергеевна, учитель образовательной области «Искусство»
Голубев Евгений Александрович кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ и РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза журналистов России, г. Улан-Удэ
Свою Родину человек помнит всегда, помнит с самого детства, с первых лет жизни и до самой старости. Где бы мы ни были, мы всегда с любовью и благодарностью вспоминаем и стремимся к ней, возвращаемся сюда после долгих лет разлуки, набираемся здесь сил и энергии родного края.
Село Дулан расположено при заливе Байкала, известном под названием «Сора». Образовался Дулан в начале 60-х годов, когда прилегающая к Байкалу бурятская степь «Цаган» осела, «провалилась». На осевшую местность (около 150 кв. вёрст) из Байкала залилась вода и образовала «Сор».
Творогово, как одно из старинных русских поселений у Байкала, имеющего духовные традиции, по мере основания села, отстроило в середине 18 века, а возможно ранее деревянный храм. Сегодня Храм Твороговской церкви напоминает по своему внешнему облику корабль с тремя величественными куполами, с сияющими на солнце золотыми крестами. Наличие множества окон придает храму некую воздушность. Алтарь в восточной части храма, колокольня с проемами и устремленный ввысь шпиль с крестом делают храм сооружением, ниспосланным свыше.
По своему быту, по уровню хозяйства и культурному развитию кударинские улусы ничего общего не имеют с дореволюционными поселениями. Значительно улучшилось материальное благосостояние населения. Ныне прежний бедняк не живет в дымной, прокопченной избенке с земляной крышей. И народ сейчас не тот. Теперь на свободной земле процветает труд радостный, труд созидательный. Выросло много замечательных передовиков колхозного и совхозного производства. Цель работы «Страницы из жизни бурят Кударинской степи» — кратко рассказать молодежи о бытии байкало-кударинцев в дореволюционное время. Изучая прошлое, мы лучше ценим настоящее
Кабанск, возможно, не является самым первым поселением в нашем районе. На земле Кабанской таковые были отмечены еще в середине ХVII века, возникли около 350 лет назад. Возглавивший одну из экспедиций первопроходцев за Байкал Петр Бекетов в 1653 г., в отписке вилюйскому воеводе, сообщал "о государевом новом острожке с Байкала - озера" (зимовье на р.Мантурихе), об острожке "на усть Прорвы - реки" (Большой), где пришлось зазимовать его отряду.
Селенга, Сяньэ, Солин, Селимба, Сэлэнгэ… Река времени, река жизни. Течет она через века и тысячелетия, неся свои беспокойные воды к Байкалу, через горные хребты и степи, через судьбы многих людей и народов. Оставляет свой след в легендах и сказаниях, песнях и летописях. Течет Селенга, вбирая в себя прохладные струи многих рек и речушек, среди которых и речка Кабанья, подарившая свое неброское имя уездному городу Кабанску, о котором пойдет наш рассказ.
Русские предпочитали селиться в Сухой. В Заречье после двух заездов указанных семей, вселилось еще четыре - шесть семей, в том числе Гуляев Прокопий и Франчуков Иосиф - поляки, сосланные в Сибирь. Из украинских семей три вскоре выехали ввиду того, что хлеба подвергались заморозкам. Среди украинцев семья Сахновых проявила инициативу в строительстве мельницы на речке Сухой, которая продолжает работать по сей день. Водяная мельница построена богачом Мушаковым, которую в 1942 году смыло наводнением в реке Сухая.
В первых числа августа 1897 года в с. Сухая прибыла группа украинских крестьян, которые имели цель посмотреть места для заселения. Они решили поселиться дальше с. Сухая у реки с тем же названием, в километре от Байкала. Здесь были непроходимые леса. Разведав места, украинцы осенью приступили рубить хаты - времянки. Из воспоминаний 96-летней Шереметовой Варвары Петровны: "На Украине жилось плохо, работали у помещика.
По сохранившимся легендам и преданиям, заселение Кударинской степи и устья Селенги бурятскими родами происходило 350-300 лет тому назад, в основном из пределов бывшего Эхирит-Булагатского аймака, с долин рек Лена (Зулхи), Куды, Анги, Хашан-хара, с северных земель из-за Байкал-моря и острова Ольхон. Буряты родов Олзон, Байтал, Баяндай, Шоно, Абазай относят себя к племенам эхирит, алагуевцы и хурумшинцы - к племенам булагат, галзуты -к племенам хори, монголы вышли из Халги, рода сэгэн, хайтал и зуунгар считают себя выходцами с Алтая. Буряты рода хайтал, по преданиям, имели шаманское происхождение, унаследованное по женской линии от племени урянха, среди их потомков немало известных шаманов и шаманок.
Таким заголовком статьи, опубликованной в 3 номере нашей газеты, тресковцы призвали земляков обратиться к своей истории, которую грешно не только растаптывать, как умудрялись это сделать за годы перестройки, но и просто забывать. Призыв этот подхватили байкало-кударинцы, история которых тоже богата интересными событиями. И подвижникам этого стали тоже неравнодушию энтузиасты. Один из них - библиотекарь Байкало-Кударинской библиотеки Валерий Павлович Афанасьев, который скурпулезно собирал и берег библиотеке ценный материал. Он собрал его воедино и привез в редакцию. Думается, материал будет интересен не только байкало-кударинцам, так как обширная территория правобережья; имеет большое значение для всего нашего района.
Кудара росла и складывалась как мирное и свободное поселение русских пашенных крестьян-землепроходцев, близких по своему положению к казацкому сословию. Кударинцы самостоятельно строили свою жизнь, на сходах избирали старшин и голов двух сельских участков, на которое делилось население, решали размеры податей и повинностей, раздел пахотной земли и покосов, отправку молодежи на военную службу, содержание церковного причта. Сегодня эти земские, демократические формы самоуправления, к сожалению, потеряны для кударинцев, забыты во времени.
Настоящее издание представляет собой сборник историко-краеведчсских очерков, написанных в 1991-1992 годах, большинство которых опубликовано в газетах "Правда Бурятии" и "Байкальские огни". По жанру это, скорее, записки на основе свидетельств очевидцев, занесенных ими в Книгу-месяцеслов, ставшую своего рода их дневником. Эти записки могут претендовать на историческую достоверность в той части, где события и факты подтверждаются материалами архивов, исследованиями ученых. Но нельзя не признать, что откровением и искренностью полны сказания и предания, устные свидетельства и письма, сопоставление которых с документами подтверждает их достоверность. Хотя не исключено, что взыскательный взгляд, может быть, найдет в записках неточности. Ведь что-то автор взял из устных рассказов коренных жителей Кабанска, писем родственников. Пусть их где-то подвела память, но в чем надо быть уверенными, искренность и желание помочь найти истину остались.
В 1689 году Российский император Петр I, заинтересованный в развитии добрососедских отношений со своими восточными соседями и установлении с ними торговли, направил к границам Китая миссию во главе с В.А. Головиным. Но лишь годы спустя Екатериной I в 1728 году был заключен Кяхтинский договор, положивший начало эпохе новых взаимоотношений двух стран. Торговля с Китаем, а также открытие новых земель на Востоке потребовало строительства путей сообщения.
2 февраля 1943 года вся наша страна с ликованием встретила весть о сталинградской победе. Это была не просто победа. Всем известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва. Огромный город стал полем боя. Мамаев курган был центром этого великого, победного сражения. Тысячи командиров и простых солдат не пощадили себя, жизнью своей отстояли этот курган.
На рубеже 17-18 веков трудными тропами и переправами через реки Байкала прошел исследователь Семен Ульянович Ремезов. В 1701 году была опубликована его чертежная, картографическая книга. В этой книге, как в зеркале с возможной полнотой того времени, отражалась Сибирь 17 века.
Pages