Navigation

Генеалогия

Буряты Кабанского района, как и в других районах, сильно интересуются своим происхождением. Откуда появились кударинские буряты или вообще буряты. А конкретно генеалогия того или иного шамана большого интереса у них сейчас не вызывает. В Ранжурово, как уже писал, живут представители восьми родов. Из них только Хайтал и Нохой ураг вышли или пришли когда-то из Монголии. Остальные выходцы из племени эхиритов и булагатов.

Про эхиритов и булагатов об их происхождении есть довольно распространенные легенды. Эхиритом назвали мальчика, которого нашли под высоким берегом моря — «энди дороhоо олдобош, Эхирит гэжэ нэрэтэй боло». А другого мальчика нашли у быка. Якобы они вместе жили - «буха дороhоо олдобош Булагат гэжэ нэрэтэй боло».

Имена Эхирит и Булагат довольно распространенные в Кабанском районе среди старшего поколения. Но кто был до них и как на самом деле это происходило, откуда возникли за Байкалом буряты можно сделать вывод на сопоставлении многочисленных рассказов, легенд, шаманских призываний, исторических данных, названий местностей и т.д.

Наиболее вероятной является следующая история о возникновении нашего народа. Из сопоставления языков наукой видно, что все буряты с той или иной стороны Байкала - это часть бывших монголов.

А у них история давняя и буряты довольно хорошо знают про период Чингисхана и говорят, что на территории Кабанского (конечно и других) района жили и воевали монголы. Свидетельством чего - было молебствия монгол бурханам и нахождение воинских доспехов, оружия и т.д. Предполагается, что когда-то далеко в южных степях одно огромное племя, из которого в результате междоусобиц и войн оторвались большие группы, которые затем образовали, размножившись, целые народы. Это доказывает общность языка.

Много общих слов у народов монгольской группы языков. И в это время (примерно в X веке) или чуть позднее оторвалась группа, которая ушла к северу, (эту группу позднее назвали бурят-монголами), но в то время эта группа еще была тесно связана с халха-монголами.

Это было еще до Чингиса. Упоминается имя Буртэ шоно. У наших бурят род Шоно довольно древний, откуда появился Шоно, не знают. От имени Буртэ некоторые произвольно образуют слово «буряад». Но это было очень давно, точно не знает никто.

Известно, что много лет спустя, когда Чингис захватывал власть, были многочисленные войны, охватывающие огромные пространства, т.к. побежденные на конях рассеивались далеко в степях. В орбиту этих действий скорее всего совершенно точно были включены буряты и, побежденные более сильным противником, буряты частью были угнаны в нынешние монгольские степи, а часть бурят ушла по востоку Байкала на северную сторону озера, часть дошла до реки Лены (Зулхэ).

Размножившись здесь, часть бурят двинулась к западу в поисках более выгодных мест. Двинувшиеся к западу, разделились на два племени: булагаты и эхириты. Есть мнение: булагаты отделились от первоначального большого племени эхирит, которое после разделения охватывало территорию примерно от середины Байкала до Лены. К приходу русских, например, буряты из рода Абзай и Шоно находились на реке Лене. Роду Шоно был дан указ, написанный на серебре и власть светская.

А в это время буряты, ушедшие на север, жили довольно спокойно и увеличивались их племена, а угнанные Чингисом на юг, терпели большие бедствия. Поэтому, не задерживаясь долго, они решили переправиться опять же на северную сторону Байкала. Это было примерно в XIV веке. О том, что этот переход был, говорят многочисленные предания о трудном пути, когда мясо коров и лошадей сушили и измельчали до тех пор, чтобы одна корова (т.е. ее мясо) уместилось в одном пузыре. Эти питательные продукты брали на дорогу. В путь отправлялись, предварительно убив стариков способом «уухэ эдюулхэ», т.е. давали большой кусочек жира или масла, и старик добровольно глотал. Он умирал задохнувшись. Этим избавлял потомство от ненужной обузы, т.е. от себя.

Преодолевая большие трудности, эта часть южных бурят в XIV веке перешла на северную сторону моря. Теперь население там стало быстро увеличиваться и через одно-два столетия уже не стало хватать мест. К этому времени монгольские орды были уже разбиты, и они отошли к югу.

На южной стороне Байкала освободились места. Когда на севере раньше (т.е. во времена Чингис-хана) начали из-за мест притеснять приехавших позже, они вынуждены были в XVII веке опять перейти на южную сторону Байкала.

Через некоторое время здесь начали появляться первые русские казаки. Конечно, не обходилось без конфликтов, и в XVII веке был убит русский посол Ерофей Заболоцкий. Впоследствии это место назвали Посольск. Сейчас это большое село на западе Кабанского района.

После убийства отношения обострились очень резко, и бурятам пришлось двигаться на юг. Они заняли Агинский, Еравнинский, Хоринский районы. Это те буряты, которых называем хори-бурятами. Раньше, очень давно, был человек по имени Хуралас (Хуралас, Хори - «лас» есть множественное число). Он стал отцом этих бурят, женился на девушке из племени Кидань. Было это еще до Чингиса и во время боев между монгольскими ханами в XII веке, наверное, хори буряты держались обособленно от других и были угнаны на юг монгольскими ханами или князьями.

А за Байкалом в XVII веке опять условия жизни ухудшились. Не зная войн, буряты там быстро увеличивались численно. Поэтому часть Эхиритского племени решила двинуться на юг к свободным местам. Некоторые заняли остров Ольхон, другие по зимнему льду переправились на южный берег, кто восточнее - жил в Баргузине, кто западнее - в кударинских степях. Это, конечно, было не так давно, т.к. буряты сейчас помнят, что предки 7-8 колена от нас жили еще на северной стороне. Там до недавних пор сохранились наиболее крепкие коновязи с надписями или с отметками хозяев.

Иркутские и кударинские буряты жили с русскими довольно мирно. На одном из островов в устье Селенги была построена в 1870 году часовня, и село получило название Часовено. Здесь были потомки родов Шоно и Абзай, которые еще на реке Лене сумели установить дипломатические отношения с русскими в 1630-х годах. Хотя затем в этих местах прошло насильное крещение, жители сумели выстоять, сохранить шаманизм и найти общий язык с христианами.

Но переправившиеся на южную сторону Байкала раньше (хори-буряты) терпели довольно крупные бедствия: с севера — русские, с юга — монгольские князья. Поэтому в 1702 году представители 11 родов хори-бурят поехали со своей шаманкой к Петру I. Царь дал им грамоты, указывающие нынешние территории, которые хори-буряты могут занимать. Только после этого буряты стали жить спокойно, количественно увеличиваясь, занимали новые места. Жизнь теперь у них стала более спокойной. Власти перестали притеснять как раньше.

Источник: 
Бабушкин С.М. Генеалогия. Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят: материалы к национально-региональному компоненту образования Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – С. 331-334.

Who's new

  • sadmin