Navigation

Шаманы и шаманки

Сейчас, в 1960-е годы, в улусе нет настоящего шамана, получившего все необходимые знания, или скрывают это. По рассказам, шаманами становились по сверхъестественной силе. Тот, кто должен стать шаманом, в молодости болеет, бывает некоторое время очень пассивен по отношению к окружающей жизни. Затем он (она) убегает в лес и питается несколько дней только ягодами и грибами. Он не дает себя поймать. Были случаи, когда ловили арканом. Затем приготовливают все нужное для того, чтобы совершить обряд вступления в шаманы (совершают «шанар»).

Собираются все улусники, и начинается молебен. Старший шаман читает все призывания подряд, называет всех богов, шаманов и шаманок, чтобы вступающий мог все запомнить и потом мог читать призывания всем. Во время этих призываний вступающий сначала слушает, потом начинает произносить призывания с шаманом и вступает в экстаз (онго оруулха), в таком состоянии он приобретает способность выучить с одного раза огромное количество призываний и запомнить обряды к каждому богу. Если все не запомнил, то шаманом стать не может.

Во время экстаза шаманы показывают свои способности: берут голыми руками раскаленные камни, поднимают зубами большие котлы с водой. После обряда «шанар» шаман уже многое умеет и знает (конечно, в области религии). Но через некоторое время нужно выдержать обряд «манжалай», только после этого становятся полновластным большим шаманом.

Многие шаманы являлись крестными отцами. Им считается после того, как вылечил ребенка от какой-нибудь болезни и дал амулет.

Раньше шаманам за их работу давали сравнительно большие подарки. Сейчас старикам, которые шаманят дают немного листового табаку и примерно три-пять рублей. Это просто соблюдение традиции. Шаман делится этим табаком с сидящими тут стариком или хозяином дома. Если сейчас шаман-старик пользуется уважением, то, как знаток старины и как человек старающийся помогать людям.

Похороны шаманов по правилам тоже вещь довольно редкая. В селе последняя шаманка умерла три или четыре года тому назад. Собрались старики и повезли хоронить на гору. Там разложили большой костер под телом шаманки. Конечно, берут много водки и молятся. После того, как костер догорит и кончат с обрядом старики, едут домой. Туда возвращаются через три дня и собирают несгоревшие косточки. Их кладут в мешочек и вешают на дерево.

По приезде домой они опять молятся богам, чтобы они приняли душу шамана, и чтобы дух этого шамана оберегал родичей. Главный старик конец призываний произносит наиболее старательно, чтобы взволновать сидящих, чтобы шаманящий за ним старик из родни умершего вошел в экстаз (онго оруулха) и узнал, дошла ли душа умершего до того света и все ли косточки собраны, т.к. они являются частью тела на земле, а там частью духа.

Когда близкий человек начинает произносить призывания, он входит в религиозный экстаз и начинает говорить, дошла ли душа до того света, как устроилась, все ли косточки собраны. Если косточек не хватает и об этом говорит шаман в экстазе, совершают еще раз обряд.

Записано от Васильева Ивана Прокопьевича (Шаманский фольклор)

***

Шаманисты, конечно, желают, чтобы их религия, вери считалась сильной и высшей. Они говорят, что никоим образом не связаны с буддизмом, их шаманы сильнее и христианских попов.

ЛЕГЕНДА О ШАМАНСТВЕ И ЕГО СИЛЕ

Однажды в старину великие служители христианской церкви решили узнать, что такое шаманство, велика ли сила шаманов. Сбор объявили в Иркутске. На испытание защищать честь своей религии выехали трое: хозяин Ольхона, хозяин Хунтей (хозяин Баргузина) и с Кударинских степей шаманка Балтайн хугшэн (шаманка из рода Балтай). Представители разных религий должны были мериться силами и умением. Шаманов поместили в железный дом, закрыли снаружи и вокруг дома разожгли костры, т.е. дом подожгли. В доме, конечно, начали искать выход, но ни окна, ни маленького отверствия. А на улице уже радовались победе, т.к. каждая новая религия мешала господствовать другой полностью. Но Балтайн хугшэн в последний момент заметила маленькое отверстие для ключа в двери. Сюда и вышли шаманы на свободу.

Когда костры догорели, священники осмотрели дом и, не найдя никого, очень удивились. В это время принесли весть, что шаманы сидят неподалеку и пьют вино, совершенно невредимые. Затем шаманы показали много удивительных вещей: протыкали саблями себя, превращались в быков и рыб.

Чувствуя к себе высокомерное отношение, шаманы хотели взобраться на церковь и помолиться своим богам. Это было бы величайшее оскорбление христианской религии, и поэтому Балтайн хугшэн отговорила их. Она спешила домой, т.к. оставила дома трехмесячного ребенка, вынув его из себя. Только после показа таких способностей христианская церковь поверила в шаманство и признала его.

О шаманах довольно много отрывочных данных. Некоторые очень уж фантастичны. Например, одну шаманку морили голодом, она узнав, что за несколько километров на поляне сушат зерно, подставила ведро и начала призывания - зерно посыпалось в ведро.

Шаманы часто заходили в дома и просили у хозяев тарасун, т.е. вино. Если у хозяина дома был тарасун и он его не давал, то шаман, выйдя на улицу, втыкал нож в стену и выпивал весь тарасун.

Источник: 
Бабушкин С.М. Шаманы и шаманки. Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят: материалы к национально-региональному компоненту образования. Федер. агентство по образованию. Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – С. 328-331.

Who's new

  • sadmin