Navigation

Религиозные верования кударинских бурят

(общая характеристика)

Тайлаганы - это самые крупные коллективные молебны бурят Кабанского района, в большинстве случаев и бурят других районов.

Различаются такие виды тайлаганов:

  1. Далайн тайлган - молебен, посвященный владыкам морей.
    Кабанские буряты в основном рыбаки и поэтому очень серьёзно относятся старики к этому тайлагану. Тайлаган проводится в начале лета, к открытию путины, т.е. сезона ловли рыбы летом.
    На молебен (сейчас точнее религиозно-традиционный праздник) выходят люди всех родов без ограничения пола и возраста. Но в конце 1960-х и начале 1970-х годов, людей молодых и среднего возраста совершенно не встретишь там Их это не интересует, в основном на тайлагане дети, старики и старухи. Так как выходят все роды, народу все-таки бывает сравнительно много.
  2. Дайдын тайлган - молебен хозяевам земли. Проводится ежегодно. Участвуют все роды. Приходило в 1960-е годы сравнительно меньше народу, чем при далайн тайлган.
  3. Уга тайлган (уг удха - род) - тайлган, посвященный родоначальникам, предкам. На этот тайлаган едва набирается человек 20-25 стариков. Приходят и дети. Проводится тайлаган в середине лета, точного срока нет, как организуют старики. Точного места в 1960-е годы для проведения молебна также не было, выходили за село и устраивались на лужайке, а в 21 веке каждый род выходит на «Уга Тайлган» на своё определенное место.
    Для проведения тайлгана с каждой семьи в 1960-е годы собирали на водку по три рубля, каждая старушка варила саламат и несла с собой в кружке или склянке. Нужны ещё ветки тальника или березы, украшенные лоскутками материи (туургэ). Эти ветки втыкаются рядами в небольшом отдалении, в метрах двадцати от сидящих женщин и детей. Под ветками на дощечке кладут медные деньги и табак. Нужны ещё чай и молоко. Вот и все приготовления. Туургэ втыкают только мужчины.
    Затем перед «Туургэ» выстраиваются в ряд главный шаман и 2-3 рядовых шамана рода. Они молятся основателю своего рода, видным шаманам и шаманкам рода. Во всех случаях текст призывания читает (произносит без бумаги наизусть) главный шаман, у которого в руке (левой) кружка молока, в правой -блюдце, в которую наливают молоко (сагаа) понемногу и начинает призывания. У второго два блюдца, в которых водка, у третьего - чай. По команде главного они резким движением рук вперед выплескивают богам содержимое и повторяют «сэ-эк или со-ок пайхан». Затем молятся всем близким предкам, т.е. уже ушедшим в иной мир дедам и бабушкам ныне живущих, чтобы и они получили свою норму и помогли донести молитвы до главных богов, до первых родоначальников, т.е. до самого Шоно или Алгуй, Абзай или Хайтал и т.д.
    В старину народу собиралось больше, жертвоприношения были обильными. Забивали скот: овцу и жеребёнка. В 1950-1960-е годы это можно было увидеть исключительно редко. В период коллективизации были запрещены все молебны и народ сильно не жалел об этом, хотя некоторым приходилось исполнять обряды тайно. Сейчас старики говорят, что если было бы также строго, то мы все забыли бы эти традиции.
    На тайлаганах, когда раньше приходило много детей, устраивались самые настоящие спортивные состязания, обязательными элементами которых были борьба и бег. В 1950-1960-е годы и детей приходило мало, но все-таки соревнования проводились, победителям давали монеты.
  4. Индивидуальные тайлганы - угаа тайха.
    Такие молебны проводятся далеко не во всех семьях. Некоторые ранжуровцы 1960-х годов и забыли, когда молились в последний раз. Индивидуальные молебны посвящаются основателю рода, большим шаманам этого рода. Многие молятся периодически, т.е. ежегодно: перед свадьбой, отъездом, службой и т.д.; считается, что предки родовые охраняют бурят везде.
  5. Сасли - это у кабанских бурят любой молебен, это обобщенное название. Но чаще всего «сасли» называют молебствие владыкам моря, слово «сасли» от «сасаха» -«брызгать».
Источник: 
Бабушкин С.М. Религиозные верования кударинских бурят // Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят: материалы к национально-региональному компоненту образования / С.М. Бабушкин; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – С. 305-307.

Who's new

  • sadmin