Navigation

Сторона Кударинская

Топонимия: 

Когда вы отъезжаете от железнодорожной станции Селенга к переправе через полноводную реку Селенгу, вашему взору предстает величественная возвышенность "Дабаани-аман" - ворота в Кударинскую степь, -  обрамленная берегами Байкала и хребтом Улан-Бургасы. В далекие времена шумевшая непроходимой тайгой, сегодня Кударинская степь, изрезанная реками и мелколесьем, открыта со всех сторон.

По сохранившимся легендам и преданиям, заселение Кударинской степи и устья Селенги бурятскими родами происходило 350-300 лет тому назад, в основном из пределов бывшего Эхирит-Булагатского аймака, с долин рек Лена (Зулхи), Куды, Анги, Хашан-хара, с северных земель из-за Байкал-моря и острова Ольхон. Буряты родов Олзон, Байтал, Баяндай, Шоно, Абазай относят себя к племенам эхирит, алагуевцы и хурумшинцы - к племенам булагат, галзуты -к племенам хори, монголы вышли из Халги, рода сэгэн, хайтал и зуунгар считают себя выходцами с Алтая. Буряты рода хайтал, по преданиям, имели шаманское происхождение, унаследованное по женской линии от племени урянха, среди их потомков немало известных шаманов и шаманок.

Буряты не случайно облюбовали для поселения Кударинскую степь. Кочевой народ изыскивал место, где можно найти дрова без топора, мясо без ножа. Просторы пастбищных угодий, тайга с пушным и лесным зверем, Байкал и реки с неисчерпаемыми рыбными запасами способствовали довольно быстрому заселению края, определив на долгое время основные направления хозяйственной деятельности: скотоводство, а позднее - земледелие, извозный рыбный промыслы.

Переселение бурят совпало по времени с началом русской колонизации. Царский посланник Спафарий в 1675 году сообщает о кочевавших бурятах, бурятских юртах и немногих землянках селенгинских казаков, заимках, небольшой деревушке брянских казаков, занимающихся  усердно хлебопашеством и рыболовством. А в Чертежной книге Сибири 1701 года упоминаются четыре деревни Кудары - Фофоново, Шергино, Быково и сама Кудара. Возникали многие поселения под надежным прикрытием Кабанского, Ильинского и Итанцинского острогов, Посольского и Троицко-Селенгинского монастырей от набегов "мунгальских воровских людей".

В середине XIX века на территории Кударинской степи насчитывалось 29 улусов и бурятское село Корсаково, около 20 сел и деревень с русским населением. Самым крупным являлась Кудара Благовещенская, заложенная в конце XVII века: присыльные и гулящие были одни мужчины. Они поженились на новокрещеных и купленных девках и бабах, построили 56 дворов, и сели на те земли во крестьянство. Неудивительно, что потомки тех кударинских мужиков имеют иссиня-черные шевелюры, скуластые лицом, чернявые и бравые видом и статью.

О кударинцах с незапамятных времен идет добрая молва как о гостеприимном и добродушном народе, умеющем дорожить честью. "Лучше сломать кость, чем потерять честь", - наставляют старики. Как в старину, так и сегодня гостям оставляют лучшую часть запасенного впрок мяса (арбина, ребра с жиром, бедренную кость), хранят заветы предков: счастлив тот дом, где бывают гости, радостен тот дом, у коновязи которого всегда стоят кони приезжих.

Жизнь проходила не только в повседневных трудах и заботах, но и в борьбе с опустошительными эпидемиями животных, с природными катастрофами. Наводнения от разливов Байкала и Селенги случались порой по 7-10 лет подряд, так что первые 2-3 года жители степи это воспринимали со страхом и ужасом, а потом - как привычное явление. Самым сильным было наводнение в 1932-1933 годах, когда в другие аймаки выехала и укочевала большая часть населения. А в новогоднюю ночь на 1862 год произошло страшное землетрясение, когда территория Цаганской степи в течение суток ушла под воду, образовав залив, называемый ныне "Сором", или "Провалом". От подземных толчков тогда повалился купол и колокольня кударинской Благовещенской церкви, а в Кабанске сами собой стали звонить церковные колокола. В устье Селенги трескалась на куски земля и уходила под воду, образовав новый залив. До сих пор рыбацкие сети поднимают со дна различный сор: остатки утвари, построек, костяки животных...

Деревня Шергино
Правобережье Селенгинск

Так закрепилось за этим байкальским заливом незвучное слово "Сор".

Но за исключением периодической борьбы с природными катаклизмами жизнь в Кударе текла своим чередом. Кударинцам не было равных в искусстве изготовления рыбацкого снаряжения, лодок, сетей. А слава о здешних кузнецах и ювелирных дел мастерах бежала впереди них. Они лихо подковывали лошадей, мастерили луки, стрелы и даже огнестрельные ружья, обрамляли серебром золотые монеты и курительные трубки.

В XIX веке зашумели ярмарки. Кударинская проходила по понедельникам и громкая Спасо-Преображенская в Чертовкине, в устье Селенги. Сюда приезжал торговый и промышленный люд Иркутска и других сибирских городов. Отменного вкуса спасовский омуль и осетрина раскупались в считанные дни большими партиями, как и табуны лошадей.

В краю этом шаманизм признан официальной религией, в прошлом это было закреплено в нормах обычного права кударинских бурят. Сохранилось немало культовых мест покровителей земных территорий и населявших их людей. Обычно это горные склоны, невысокие холмы. В момент жертвоприношений на "обо" призывают по очереди покровителей рода - почитаемые души когда-то умерших людей, оставивших заметный след в истории рода преимущественно шаманов и шаманок. Особо почитаем всеми кударинскими бурятами эжин - дух, "хозяин" Посольска на Байкале, Фофоновской горы-акрополя - Иван Тимофеевич - боярский сын. Так вошел в народную память один из тех русских военачальников, который более трех веков назад по царскому приказу "приискивал" за Байкалом земли, устанавливая там, по всей видимости, справедливые порядки, защищая бурят и вообще простой народ от разбоя. В честь этого Ивана Тимофеевича на тайлгане (жертвоприношении) звучит призыв:

Хозяин местности Фофоново, Хан, повелевающий начальник, Сдруживший вам друг, Надежный ваш товарищ...

Отдельные кударинские старики успевали за свой век принести жертвы всем 99 тэнгриям -небожителям, которые, по преданиям, произошли от Вечного Синего Неба. Теперь тайлганы представляют собой всеобщее торжество, сопровождаемое играми, гуляниями и состязаниями.

Язычество кударинских бурят| устояло перед натиском православия. Ни к чему не привели, здесь и попытки буддийских проповедников распространить тибетское учение. Кударинцы всегда им отвечали: "Без лам тунеядцев на нас хватает, своих бурханов хоть отбавляй". Шаманизм объединял и сплачивал местных бурят во все времена.

Вольнолюбивый дух жителей Байкало-Кудары проявился в 1920 году, когда село стало центром восстания, борьбы с интервентами, утверждения советской власти.

Течет полноводная Селенга, отрезав своими берегами Кударинскую степь от остального мира, Можно воспользоваться паромной переправой или по льду добраться зимником. Через полчаса взору откроются золоченые купола кударинской Благовещенской церкви, стоящей ныне в строительных лесах. На воротах церковной ограды надпись: "Сии ворота клал М. Филипп Ермаков в 1792 г.", Возрождающийся храм -- подарок непризнанной столице Кударинской степи - селу Байкале-Кударе, которому уже больше трех веков.

Источник: 
Владимир ПОЛОМОШИН, Сокровища культуры Бурятии: спец. выпуск-приложение к журналу "Наследие народов Российской Федерации" (№1) /Мин. Культ. РФ; НПЦ по охране памятников истории и культуры РБ. - М., 2002. - С.122 - 124.

Who's new

  • sadmin