Орлов Л.Г.
ДОРОГИЕ БАЙКАЛО-КУДАРИНЦЫ! В этом небольшом издании, составленном только на основе документальных текстов и изобразительных материалов, кратко раскрывается история Вашего села- самого крупного на правобережной части Кабанского района Республики Бурятия. Эта история интересна и поучительна, достойна того, чтобы ее знали все живущие поколения кударинцев. Кудара возникла в степи, богатой пастбищными угодьями, окруженной дремучим лесом и водами, рядом с бурятскими кочевьями. Случилось это на самом рубеже ХVII-ХVIII веков.
Кудара росла и складывалась как мирное и свободное поселение русских пашенных крестьян-землепроходцев, близких по своему положению к казацкому сословию. Кударинцы самостоятельно строили свою жизнь, на сходах избирали старшин и голов двух сельских участков, на которое делилось население, решали размеры податей и повинностей, раздел пахотной земли и покосов, отправку молодежи на военную службу, содержание церковного причта. Сегодня эти земские, демократические формы самоуправления, к сожалению, потеряны для кударинцев, забыты во времени.
Исстари Кудара служила административным, хозяйственным и религиозно-культурным центром степного края, являлась непризнанной его «столицей». В ранний период истории здесь располагалась «Зборная (мирская) изба», с начала 1880-х «Кударинское волостное правление». В 1944-62 годах Байкало-Кудара являлась центром одноименного района. Кудара - одно из красивейших сел Западного Забайкалья. Оно протянулось вдоль медленно протекающей речки Харауз, изумрудно-зеленые берега которой придают селу в летнее время нарядный вид. По своему географическому положению Кудара как бы «водвинута» в правую излучину дельты реки Селенги - главного притока Байкала-моря, от которого село отстоит на 18 километров. С северо-востока кударинские окрестности плавно переходят в невысокие отроги хребта Улан-Бургасы. На карте Кудара стоит на пересечении 52 градусов и 20 минут северной широты и 106 градусах и 40 минутах восточной долготы. В летнее время в кударинскую степь со стороны Кабанска можно заехать только паромом - «перевозом» по-здешнему. Зимой по льду Селенги. Население современной Кудары около 2500 человек.
Природные особенности Байкало-Кудары определяют и хозяйственные занятия ее жителей. Кударинцы -потомственные хлебопашцы, рыболовы, промысловики-охотники, такими они остаются и сегодня. В селе располагаются прекрасная школа на 780 мест, участковая больница, Дом творчества. Возрождается старинная Благовещенская церковь - главная архитектурная достопримечательность и память села, его «визитная карточка».
Первые письменные свидетельства о Кударинской степи оставили казацкий атаман Василий Колесников в 1645 году и московский посол Николай Спафарий, проезжавший по Селенге в Китай ровно через тридцать лет.
История не дает нам точной даты основания Кудары. Однако хорошо известно, что поселение строилось с двух сторон, во-первых, путем вольно-стихийного народного обживания и во-вторых, - при прямом участии служителей Троицко-Селенгинского монастыря, его монахов, вкладчиков-пайщиков, работных «гулящих людей». В 1701 году монастырь получил вотчину, прозывавшуюся «Кударинским дворцом» - в смысле небольшого хозяйственного заведения. В середине XVIII века монастырские люди обрабатывали до 30 десятин кударинской земли, собирали до тысячи пудов хлеба, имели более 400 голов коней и крупного рогатого скота, сотни овец, козлов и «козлух», накашивали три тысячи копен сена. Во дворце стояли жилые дома, хлебные овины, амбары, загоны для скота, мельница.
Кудара строилась быстро, уже в 1740 году в ней числилось 85 дворов, в то время, как в Твороговской только 25, Ильинском остроге 65, и даже в Кабанске - главном военно-опорном центре селенгинского понизовья - 67 дворов, а в селах Юговской, Таловской, Мостовской, Таракановской от 3-х домов до 14. Известны имена кударинских жителей первой половины XVIII века, найденные нами в различных «доношениях», «премориях», описях Национального архива Республики Бурятия. В них упоминаются Наум Метелев, Фрол Дубин (от имени которого всего скорее пошло название села Дубинское, ныне Дубинине), Гаврила Евсеев, Назар Софронов, Максим Костин, Мартемьян Кривоногое, Федор Соковиков, Андрей Старков, Иван Осколков, монашествующие Дионисий, Нафаил, Тихон, Пахомий, Лаврентий и другие.
Замечательный сибирский историк А.ф. Кудрявцев в 1940 году заметил, что «из крестьян Селенгинского монастыря образовались деревни Тимлюй, Буй, Куналей, Елань, Кудара-Благовещенье». Так на первых порах в документах старого времени именовалась Байкало-Кудара, от названия своей церкви-храма. Монастыри Забайкалья Троицко-Селенгинский и Посольский, как и другие монастыри России, выполнили важную государственную задачу по обживанию пустынных и полупустынных окраин страны. История Кудары тому подтверждение.
По некоторым сведениям первая церковь возводится в Кударе в конце 1690-х годов. В списках монастырей и церквей Западного Забайкалья от 1707 года она уже числилась. В 1730-х годах строилось второе церковное здание. Время не сохранило их вид.
Современная каменная церковь, имеющая вид морского корабля, возводилась в 1793-1799 годах и пережила немало природных и рукотворных потрясений. В конце 1861 года она частично разрушается страшным Цаганским землетрясением, в 1868-1905 церковь была перестроена, обновлена, кударинский богатый рыбопромышленник С. Бачалдин в 1892 году напротив главного входа возвел арочные ворота высокого архитектурного достоинства. Однако, главные трагические потрясения ждали Благовещенскую церковь, как и все храмы России, в XX веке.
Благовещенская церковь относится к особо ценным памятникам строительного искусства прошлого. Но и это не спасло её в неистовые богоборческие советские десятилетия. В декабре 1927 года церковное имущество и здание были оценены и взяты на учёт, несмотря на закон об отделении церкви от государства. В дальнейшем по надуманным поводам последовали различные притеснения, штрафы на Кударинский церковный Совет, в1935 году ликвидируются 5 кударинских часовен.
На закрытие самой Благовещенской церкви власти решились 19 июля 1938 года: с куполов сбрасываются кресты, четыре колокола, отлитые в ХУШ-Х1Х веках весом от большого в 42 пуда и 30 фунтов до малого в три пуда. На двух колоколах стояли надписи: «Забайкальское море. Кударинскую слободу. Благовещенскую церковь» и «Благовествую земле радость велию». Пропало имевшее большую историческую и культурно-нравственную ценность церковное кладбище. Во время закрытия церкви число православных прихожан «староцерковцев» составляло 4637 человек. Церковь была обращена в клуб.
В конце 1940-начале 50-х годов церковное здание было совершенно заброшено и пустовало, но сразу «обживается» ватагами кударинских мальчишек. Они проводили здесь время: играли «в войну», особо модную тогда, «снарядами» для которой служили обломки церкви, медные монеты, клады которых находили здесь же. Всё это ушло в прошлое.
Сегодня один из самых больших и почитаемых храмов по обоим берегам Селенги возрождается, приобретает свой первоначальный красочный вид. Такое стало возможным благодаря бескорыстной помощи земляков кударинцев, среди которых только В.И.Тарасов в 2002 году на восстановление церкви выделил один миллион рублей. Уделяет постоянное внимание делам церкви В.Ф. Кузнецов - ныне депутат Государственной Думы России. Большие старания в налаживании храма и открытии прихода в последние годы показали священник Сергей Николаевич Пеньков, жители и прихожане-кударинцы, Администрация села Байкало-Кудары.
Всего их, кажется, около двадцати. Разбросанные от шерашовских предгорных песков до берегов Харауза, от начальных заводей и калтусов Селенги до предбыковских степей, они протянулись с запада на восток почти на пять километров. Каждая из них примечательна и хороша по-своему. Есть среди них «малютки» - хутора, другие уходят и за сто номеров, особенно прелестны односторонние ряды домов с видом на водную гладь. Кудара по застройке не имеет ясно выраженного архитектурного центра, эту роль выполняет Благовещенская церковь, на которую как бы «смотрят» все улицы.
Старожилы помнят, что улицы их села ещё не в столь далёком прошлом имели другие, фамильные названия, в которых прочитывалась ранняя история Кудары. Ныне центральная называлась Балдаковской, к ней примыкали Падеринская и Курбатовская, Димовская, Бачалгинская и Комаровская, поодаль шли Новолодская, Манжеевская, Заречье, Павлова, Дружининская. Не пора ли вернуться к этим звучным, содержательным, неповторимым и родным именам?
Кударинские улицы - это часть истории самого села, начало «Малой Родины» каждого её жителя. Знающие кударинское общество люди утверждают, что на характер, менталитет, говоря по-современному, граждан наложили свой отпечаток улицы их проживания: сдержанно-домовитые в новолодской стороне, вольно-бесшабашные в павловском конце Кудары, получившем в наши дни ироническое название «Голливуд», доступно-открытые, радушные в центре. Так ли это на самом деле - судить самим кударинцам. А мы здесь представляем некоторые узнаваемые уголки и «картинки» кударинских улиц и их окрестностей.
Кудара, отрезанная от «Большой земли» водами Селенги и Байкала, стала удобным местом ссылки вчерашних каторжников рудников и заводов Нерчинска, [ Селенгмнского солеваренного, Тельминской суконной фабрики. Полную картину положения ссыльных даёт «Список, учинённый в Кударинской зборной избе о находящихся в веденье кударинском поселенцев и пропитанных с показанием жён и детей, декабря, 31 дня, 1813 года» «Список» показывает, что в Кударе таких людей проживало 102 человека, в Дубинской - 2, Красноярской деревне - 1, Жилино - 2, фофоново -1. Слово «пропитанный» означало водворенного властями на собственное пропитание, после ряда лет проживания в Кударе они переводились в поселенцы, а некоторые с решения Верхеудинского Земского Суда - в крестьяне.
Поселенцы и пропитанные попадали в Кудару уже стариками и как записано кударинским старшиной, были «одержимы болезнью», «хромы», «за старостью», «за слепотой», все «биты кнутом», в графе «поведе¬ние» почти у всех стоит «добраго» и в редком случае - «дурнаго». Большинство из мучеников находились на каторге с 1784, 1786, 1788, 1790-х годов и отбывали наказание «за зажигательство дома», «за смертоубийство», «за побег из службы», что справедливо можно рассматривать как протест против крепостной неволи, пожизненной солдатчины. Происходили они из центральных губерний России и носили типично русские фамилии: Савельев, Павлов, Гаврилов, Фомин, Алексеев, Демидов, Пантелеев.
Проживая под надзором старшин «Кударинской зборной избы», ссыльные со временем обзаводились хо¬зяйством («имели домообзаведение», «скотов и хлебородство»), другие поступали в работники к кударинским крестьянам, учили грамоте их детей. Жизнь ссыльных, трудная, голодная, толкала на преступления, бегство. Это о них поётся «Бродяга Байкал переехал...». Кудара принимала ссыльных столетиями. Они ос¬тавили заметный след в её истории, достойный изучения.
В конце ХIХ-начале XX веков, когда крепостное право стало историей, Кудара также продолжала исправно выполнять свою «обязанность» по приему ссыльных. Но это были уже другие, новые по своему сословно¬му положению люди - выходцы из рабочего класса, мастеровые, интеллигенты. Кударинцы называли их «политиками». В декабре 1912 года в село прибыло 23 таких «политика», состав их был пёстрый. Некоторые из них позднее приняли активное участие в революционном и партизанском движении, остались в Кударе на пожизненное проживание.
В далёкой Кударе Пётр Алексеевич Кропоткин оказался двадцатилетним офицером-порученцем Иркутского губернатора. Его дневниковые записки о Кударе, её людях, быте, землетрясении отличаются большой наблюдательностью и являются почти единственными в этом роде. Они, словно живые картинки кударинского далёкого прошлого, приводятся нами без изменений.
«Вчера я ездил в Кудару. Огромное село с несколькими улицами, в котором душ числится до 900 (только муж. пола - прим. наше). ...Мы сидели в избе, - в той половине угарно. Вместо стёкол везде вставлена скотская брюшина. При недостатке в стёклах здесь двойных рам не делают. Я говорил об угаре - это повальная болезнь, которой страдают здесь все в продолжение зимы. Угорают все вповалку по временам».
«В Кударе порядком повредило каменную церковь. Шестерик на куполе обвалился, продавив купол и оборвав железные шесты, на которых висела паникадила, и продавил пол. Это было 31/ХП прошлого года.
До сих пор дыра наверху не заделана. Ждут архитектора... потому валится снег и налетают голуби, портят вдвоём красивый иконостас. Крестьяне просили позволения заделать тёсом да железом... да так ничего и не могут сделать».
«Ярмарка в Кударе не особенно людна. Она несколько своеобразна, так как оживлена бурятами, особенно их женами. Бурятихи расфранчены донельзя, пуговиц на них навешано несметное количество, кораллы на шее, и кольца большие серебряные, привешанные к волосам, с первого разу похожи на громадные серьги. Носят они шапки вроде наших кучерских высоких с кистью наверху, в зубах сигара или трубка большая, висящая книзу, или галца, медная трубочка на две затяжки, надетая на чубук, длиною около шести
вершков. Иные бурятихи из молодых недурны, а потому не мудрено, что они сильно роднятся с русскими и плодятся «каркисы». Я видел, как обнимаются они с крестьянами, и, судя по глазам мужичка, надо полагать, что она ему не ненравится». Кропоткин заметил далее, что на ярмарке пьяных мало и что кабака на ней нет.
«Я выехал из Кудары... В Дубинской я спустился к берегу залива, образовавшегося после землетрясения. Крестьяне до настоящего времени не могут без ужаса вспомнить о землетрясении. «Так земля ходуном и заходила, колодцы засыпало, дома своротило, взломало на море лёд, подняло его» и хлынула вода, затопляя бурятские улусы и топя скот... У бурят затопило очень много имущества. Кударинские буряты очень богаты, у одного, например, было в шубе наложено два рукава денег. Это погибло».
В истории мирной, пашенной и сельскохозяйственной Кудары была только одна военная страница. Это период Гражданской войны 1918-1920 годов. В эти бурные годы в Западное Забайкалье пришли японцы, американцы, выдвинулся атаман Семёнов, по льду Байкала на восток уходили теснимые Красной Армией остатки войск адмирала Колчака.
Кудара напрямую не стала местом боёв и вооружённой борьбы, но она взяла на себя роль военного плацдарма для накопления партизанских сил, консолидации повстанческого движения в Усть-Селенгинском районе. Такое стало возможно по двум обстоятельствам: во-первых, в Кударе отрезанной водными прегра¬дами Селенги и Байкала, создавалась благоприятная возможность вести полулегальную подпольную деятельность, накапливать силы, и, во-вторых, в Кударе отбывал ссылку ряд известных местных деятелей, как А. Плис, И. Бобров, нацеленных на революционную деятельность и сделавших её смыслом своей жизни. К ним примкнули кударинцы И.А. Балдаков, В.ф. Печкин, А.И. Нелюбин, А. Любимский, другие. Они составили энергичное ядро кударинского подполья и взяли на себя руководство сопротивлением. Летом 1919 года это не позволило японской карательной роте, прошедшей от Никольска до Сухой, развязать кровопролитие в Кударинских пределах.
В дни наивысшего подъёма партизанского движения в конце 1919 -начале 1920 года в Кударе формируются два партизанских полка численностью каждый по 1200 человек, из Иркутска доставляется оружие, создаётся особый Кударинский фронт. В числе командиров выступает ряд кударинцев, например, П.М.Семёнов. 2 февраля 1920 года, в здании Кударинского 2-х классного училища проводится Съезд делегатов всех восьми волостей Усть-Селенгинского района: Кударинской, Кудара-Бурятской, Батуринской, Кабанской, Твороговской, Посольской, Троицкой, Турунтаевской и байкальского города железнодоржников Мысовска. Здесь были созданы военные и политические организации Кударинского сопротивления, тыловые части.
В середине февраля Кударинские полки выдвинулись под Кабанск, ближе к Транссибу, где приняли участие в боях с белыми войсками. Позднее они влились в состав Народно-революционной Армии Дальневосточной Республики.
Так завершилась военная эпопея Кудары, имевшей тогда 500 крестьянских дворов и 2700 человек населения.
В предвоенные десятилетия по всей нашей стране проводилась массовая сталинская коллективизация. В итоге она привела к созданию колхозов и одновременно - разорению и исчезновению самой жизнеспособной и работящей части крестьянства. В истории «удары, с её типично сельским населением, эти тяжелые события отразились как в зеркале. Создание колхозов в Кударе началось в 1928-29 годах с передела земельной собственности. 1 января 1930 года Кабанский Райисполком, ведавший Правобережьем, рассмотрел и утвердил результаты проведённых в Кударинской степи землеустроительных работ: в деревнях и улусах было уже «устроено 10 колхозов, 12 русских земельных обществ, 14 бурятских, 29 разных товариществ, 3 выгона общего пользования». Это и есть самые первые шаги кударинской коллективизации. В дальнейшем созданные колхозы пережили многочисленные слияния, разделения, переименования, и перед самой войной в Кударе их было четыре: «Партизан-Кударинец», «2-я пятилетка», «Путь Сталина», «Прибайкалец». В начале 1960-х годов все они были упразднены и преобразованы в III отделение «Совхоза Оймурский». Так в Кударе закончился колхозный эксперимент, продолжавшийся тридцать лет.
История и жизнь колхозов известны достаточно хорошо, но долгие годы масштабы и характер раскулачивания крестьян Кудары скрывались под грифом «секретно». Как показывают документы - «Личные дела» раскулаченных, постановления Кударинского сельского, Кабанского районного и Областного Советов - в Кударе было разорено 123 домохозяина, а вместе с детьми, жёнами, престарелыми родителями общее число их составляет более 400 человек. Раскулачивание проводилось в форме конфискации имущества, продажи его с молотка, лишения избирательных прав, наложения так называемого «твёрдого задания». Многие кударинские крестьяне оказались «суждены», как говорили тогда, другие высылались за пределы куда-ринских мест, бежали, скрывались. Пофамильно это прежде всего Новолодские (около 20 хозяев), далее Дружинины, Соболевы, Димовы, Савинские, Балдаковы, Баландины, Серебряковы, Нелюбины, Тарасовы, Муравьевы, Метелёвы, Плюснины, Бродские, Михалевичи, Перфильевы и другие. Приведённые данные всего скорее неполны и могут измениться, но только в сторону увеличения.
Так насильственно был сломан веками складывавшийся уклад, образ жизни и труда кударинских свободных селян. О трагической судьбе их должны знать и помнить нынешние и будущие поколения кударинцев, чтобы подобное не могло повториться вновь.
Кудара была глубоким тылом, но жизнь её строилась на военный лад. 30 июня 1941 года кударинцы приняли мобилизационный план. По нему колхозы и учреждения села усиливаются кадрами, меняется их управление, готовится транспорт, создаётся особый фуражный фонд, повышается требовательность к бдительности, дисциплине, охране объектов, агитационной работе, формируются три «Добровольные дружины бойцов» в количестве 35 человек.
Кударинцы самоотверженно трудились в годы войны. Вместе со всем Кабанским районом они сдали сверх плана только в 1943 году 10250 пудов хлеба, 10080 пудов мяса, внесли в «фонд обороны» 2390 тысяч рублей, добыли рыбы на 24515 центнеров больше, чем в 1940 году. В районе для армии готовится 1728 стрелков, 605 снайперов, 120 истребителей танков, 170 миномётчиков, постоянно оказывалась помощь семьям, детям фронтовиков продуктами питания, одеждой, топливом, деньгами.
За время войны с фашистской Германией и милитаристской Японией уходят на фронт 392 жителя Байкало-Кудары, из которых 187 человек отдали свои жизни в боях, фамилии их занесены на сельский «Обелиск памяти». В Республиканской «Книге Памяти» увековечены имена 208 кударинцев, 136 участников боевых действий награждены различными орденами и медалями СССР за свои военные подвиги.
Память об участии кударинцев в войне хранят новые поколения жителей села.
С августа 1944 по апрель 1962 года село стало центром Байкало-Кударинского района. В Кударе начинают действовать партийные, советские, административные и другие районные организации, издается газета «Байкальский колхозник», проводятся различные Пленумы, Конференции, совещания. Всё это оживило жизнь села, сделало её более интенсивной. Как показывают факты - материалы архива и печати - усилия новых районных властей были направлены на достижение единственной цели - максимальное увеличение производства продукции животноводства, выращивание хлеба, добычи рыбы и сдачу их государству.
Возглавлявшие район секретари являлись в основном направленцами со стороны, карьеристские мотивы их деятельности стояли выше интересов жителей Кудары. Например, в 1947 году районные власти добились путём массированного нажима сверхплановой сдачи 24 тысяч центнеров зерна при полуголодном по¬ложении самих кударинцев. Особой суровостью отличался кударинский районный суд, приговаривавший за 8 килограммов унесенного «по сговору» овса к 10 годам заключения.
1944-1962 годы - время окончания сталинского тоталитарного режима, повсеместного посева хрущёвской кукурузы, ежегодных подписок на очередные Государственные займы. Всё это и многое другое, что пережила страна, имело место в Байкало-Кударе.
В апреле 1962 года Бурятский Обком КПСС принял решение «Об объединении Байкало-Кударинского района с Кабанским». На этот момент Правобережная сторона, как район, имела вполне жизнеспобные ресурсы: территория составляла 3703 квадратных (метра, население 15,1 тыс. человек, имелось два совхоза, два рыболовецких колхоза, три промышленных предприятия, 23 тысячи голов только общественного скота, 19,9 тыс. га пахотной земли. Данная, очередная реорганизация, также проводилась без учета мнения населения. Она привела к потере самостоятельности Байкало-Кудары.
В настоящее время в селе существует собственная сельская администрация, права которой искусственно ограничены кабанскими властями, что усложняет жителям Кудары разрешение различных правовых и гражданских потребностей.
Кударинская школа начала работу в мае 1851 года как одноклассное церковно-приходское училище и является одной из старейших в Бурятии. Открывал её Дмитрий Павлович Давыдов - автор замечательной песни «Славное море, священный Байкал», исполнявший тогда должность «Штатного смотрителя училищ Верхнеудинского округа». Первым учителем школы был Афанасий Полынцев. Одновременно в Кударе успешно существовало бесхитростное домашнее учение кударинских детей. В 1860 году в Кударе открылось второе училище.
На рубеже XX века школа становится «2-х классным училищем», а в 1904 году строится школьное здание на 4 классные комнаты с учительской и подсобными помещениями. Школа была принята на государственное финансирование. В начале XX века в школе работали учителя Я.Я. Поспелов, А.А. Полонных, Э. Зирнис, Е.А. Рещикова, Е.И. Жукова, И.В. Шустова, К.И. Гурьева. Зарплата в 1910 году составляла 45-50 рублей и позволяла учителю прилично жить, питаться и одеваться.
В 1917-1920 году школьное дело в Кударе временно замерло и возобновилось усилиями кударинских энтузиастов в 1923 году. Школа вступала в новый период своей истории - советский. В стране вводилось всеобщее начальное образование в четыре класса, или I ступени. Кударинская школа стала единственной такого рода во всём Правобережье. В конце 1927-28 учебного года во всех классах школу закончило 178 человек.
Школа быстро росла и в 1934 году становится семилетней, вскоре средней В 1940 году состоялся первый выпуск из десятого класса в числе трёх человек. В школе работало уже новое поколение учителей, среди них М.М. Клеменченко, Иван и Игнат Сорокины, И.И. Ерофеевский.
В наши дни школа размещается в современном прекрасном типовом здании, в строй оно вступило в 1988 году при активном содействии В.М. Пуховского - выпускника 1950-х годов. В школе большой и творчески работающий коллектив, классы её оснащаются компьютерной техникой по программе Президента России. На выделенные ВИ. Тарасовым средства ряд помещений школы оборудован новой мебелью. В библиотеке появились фундаментальные редкие книжные собрания, энциклопедии, подаренные депутатом Госдумы В.Ф. Кузнецовым. Школе оказывают помощь другие частные лица и организации.
Результат работы школы - её выпускники, вчерашние питомцы. За 1940-2002 годы сделан 61 выпуск из де-сятого-одиннадцатого классов, получили аттестаты 2221 выпускник. За эти годы 25 учащихся стали меда¬листами, первые среди них были А. Румянцев, ныне известный поэт России, В. Сорокин, Д. Махатова.
В школе работали талантливые и преданные делу просвещения кударинцев директора Н.А. Нелюбина, П.В. Мониев, Д.П. Ажееев, М.ф. Баженов, И.П.Дунаев. Ряд десятилетий школу возглавляла ныне здравствующая Н.С. Макарова. Сегодня во главе школы стоит О.Ф. Скорикова.
Культурная среда кударинского сельского общества складывалась веками. Она есть и архитектура построек, состояние семейного и окружающего быта, особенности языка и взаимного общения сельчан, приемы и навыки трудовой деятельности. По всем этим и другим признакам кударинцы, кажется, не составляют какой-то особой этнографической группы. Они типичные старожилы-сибиряки с совершенно правильной русской речью, без «оканья» и «аканья», но, однако замечено, что кударинца при разговоре вы можете почти безошибочно определить по каким-то трудно уловимым признакам: словам, манере держаться, говорить, поведению.
Бесспорно, значительное влияние на культурное, образовательное состояние населения Кудары, особенно в ранние времена, оказывали церковь, религиозные убеждения, позднее - школа.
XX век принёс с собой новые, государственные формы культурного влияния: в Кударе создаётся «Изба-читальня», кружок политграмоты, в 1923 году ставятся пьесы и спектакли, желающим выдаются на дом книги, газеты. В советские десятилетия культура строилась и развивалась на основе обязательных политических лозунгов и установок, они усиленно внедрялись в сознание людей. Однако и в этих условиях кударинцы не забывали обычаев и обрядов отцов и дедов, регулярно встречали известные канонические православные праздники, одновременно валом валили на приключенческие и мелодраматические фильмы типа «Тарзан», «Бродягу», наделавшие на рубеже 1950-х годов много шуму.
В последние несколько десятилетий в Кударе проводились «Походы за дальнейший подъём культуры», в ходе их строились Дома культуры, другие учреждения досуга. Заметный след в духовной жизни оставили «Университет культуры», «Дни культуры», «Дни экономики и культуры» с разнообразной эстетической и образовательной программой. Они проводились работниками районного отдела культуры, клуба, интеллигенцией села, приезжими деятелями музыки, сцены. Большую известность имел «Ансамбль песни и пляски Байкало-Кударинского района», руководил им Мыльников, вокально- музыкальный коллектив «Ухари», действующий и сегодня. Интересно и захватывающе в 1990-ые годы проходило массовое шоу-представление «Играй, гармонь».
Такие культурно-художественные движения помогали формировать эстетический вкус, знакомили с музыкальной и сценической культурой, вовлекли в художественное творчество одаренных и талантливых кударинцев, а такие всегда имелись на селе, как например, Перфильев Михаил Савельевич - известный куплетист и артист клубной сцены, Падерина Антонина Зиновеевна, отдавшая свою благородную душу, ум и талант делу воспитания кударинской молодёжи. Четверть века своей жизни посвятила клубной деятельности Левина Людмила Матвеевна, заслуженный работник культуры Республики Бурятия.
Время привносит в культурную действительность села новые формы, в повседневный быт вошли телевидение, другие средства информации, во многих семьях перестраивается интерьер жилищ применительно к современному, «городскому», образу жизни. Одновременно сельская действительность сталкивается с трудноразрешимыми проблемами, имеющими место во всём российском обществе, к сожалению, не обходят стороной они и жизнь кударинцев.
Рыбное изобилие, рыбный промысел на Селенге и Байкале известны издавна. Об этом говорят в своих записках опальный протопоп-раскольник Аввакум, посол Спафарий, побывавшие здесь в XVII веке. В XVIII веке чиновники Верхнеудинского уезда и Ильинской волости отдавали в откуп рыбные ловли по Загзе, Облому, другим местам, в том числе иркутским промышленникам и купцам. В 1816 году Верхнеудинский Нижний Земский Суд, проявляя заботу об упорядочении рыбного промысла, составил «Положение об омулевом лове». История говорит, что в устье Селенги во время рунного хода омуля - основной промысловой рыбы - в 1840 году рыболовлей занимались почти 100 артелей, 770 работников-рыбаков, 400 женщин солили рыбу, всего добывалось до 10 миллионов рыбин в год. Легенда гласит, что плотность хода рыбы позволяла переходить по их спинам с одного берега на другой. Так богаты и обильны рыбой были селенгинские воды.
Рыба составляла одну из главных статей питания кударинцев, ее везли в города Кяхту, Иркутск, Читу, Верхнеудинск. В 1800 году бочка омулей в Верхнеудинске стоила 1 рубль, в 1840 здесь же 1000 омулей покупали за 11-20 рублей, Иркутске - 70-80.
Рыбный промысел среди кударинских жителей был важнейшим делом, об этом говорит тот факт, что по данным Кударинской степной думы в 1858 году на 3113 деревянных домов и юрт приходилось 1050 лодок рыболовецких.
Мастерство кударинских рыбаков было широко известно и высоко ценилось не только в Забайкалье. Например, кударинец А.Г. Нелюбин в начале 1930-х годов стал одним из первых русских «Сендо» - профессиональных руководителей рыбной ловли на Дальнем Востоке, Камчатке, где такую должность до этого исполняли исключительно только японцы.
Рыбацкий опыт прошлых поколений кударинцев не умер. В Кударе широко развита частная ловля байкальской рыбы омуля, щуки, хариуза, сазана, язя, окуня, сорожки, работает Сельскохозяйственный производственный кооператив «Прибайкалец» - основной поставщик рыбопродукции в торговлю. История СХПК берет своё начало с 1931 года от сельхозартели (колхоза) «Мантуриха», который позднее в точном соответствии с духом времени носил названия «Баррикада», «Партизан-Кударинец», «Имени Маленкова», «Рыбак», «Байкал». Современное название живет с 1962 года. Рыболовецкий устав действует с 1946 года.
Сегодня «Прибайкалец» летний отлов рыбы ведёт тремя ставными неводами в местностях «Большая Прорва», «Чайка», «Зеленовская губа», на зимнем лове задействовано два невода, которые работают в период всего ледостава в рроливе «Провал». Средний ежегодный улов составляет 400 центнеров омуля, 200 крупного частика и 1600 плотвы.
«Прибайкалец» имеет значительную производственную базу: гараж, 12 автомашин, 5 тракторов, 10 моторных лодок, 3 маломерных морских катера, 60 лошадей, содержит 500 гектаров пашни под зерновые и 175 под сенокосом. Постоянный списочный состав работников 60-65 человек, вместе с пенсионерами, которых не забывает и поддерживает молодое поколение кударинских рыбаков, около 100 человек. Руководит хозяйством И.Я.Плешков.
Окрестности Байкало-Кудары славятся своими природными и охотничьими угодьями, особенно дельта реки Селенги с её бесчисленными протоками, островами, озёрами, камышовыми зарослями. Здесь в 1928 году заселяется ондатра - полуводное млекопитающее подсемейства полёвок, родиной которой является Северная Америка. Зверёк небольшой, длина его тела доходит до 35 сантиметров и ценится за свой прочный и нарядный мех. Ондатра хорошо прижилась, акклиматизировалась и стала главным объектом промыслодобычи.
В 1941 году в Кударе создаются первые охотничьи хозяйства, а в 1947 году единое Государственное охотничье хозяйство (ГОХ). Руководили им Г. Балюев и выдающийся охотовед-специалист В.Н. Вампилов. В 1953 году было добыто рекордное число шкурок ондатры - 73 тысячи. Широко известны имена охотоведов прошлых лет Н.И. Соболева, С.Г. Ключерёва, Г. Новикова, Д.Г. Пермякова, И.Я. Лысковцева, А.И. Понушкова, М.А. Плюснина. Позднее Кударинский ГОХ на правах отделения входил в состав «Кабанского коопзверопромхоза» и достигал лучших результатов в СССР в своей отрасли, являлся участником «Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ). Большой вклад в успешную работу ГОХа внесли его руководители И.М. Капустин, В.Д. Ильюнов, П.М. Серых.
В 1990-е годы в Байкало-Кударе было создано и успешно работает промыслово-охотничье хозяйство «Новый Промой», руководит им С.И. Садовский, знающий и опытный специалист-менеджер. Наряду с традиционными промыслами, хозяйство ведёт переработку леса, занимается современными видам предпринимательства - спортивной охотой, в том числе иностранной. В последние годы добыча ондатры составляет 10-12 тысяч штук, 50-60 соболей.
Устье Селенги - место массового пристанища птиц - самых красивейших существ на земле. Здесь имеется Орнитологический заповедник, где пересекаются миграционные пути 140 видов пернатых, около 100 из них остаются на селенгинских гнездовьях. Многие из местных птиц занесены в «Красную Книгу» Бурятии, России.
В современных сложных экологических условиях, оскудения природы, работающие в хозяйстве специалисты с пониманием относятся к изменившейся обстановке, наряду с охотой проводят меры по охране и спасению фауны и флоры кударинских угодий. Это дело и всех жителей сёл кударинского Правобережья.
Создан был в 1962 году на основе производственной базы всех упраздненных колхозов Байкало-Кудары. Совхоз имеет традиционное для Кударинской степи мясо-молочное направление и является самым крупным предприятием села: содержит МТф на 380 дойных коров и 920 голов молодняка, 228 лошадей, засевает более 2100 гектаров зерновых, 65 картофеля, производит до 18 тысяч тонн зерна. Производственная база совхоза оценивается в 32 миллиона рублей, последний списочный состав работающих составляет 205 человек.
Помимо основного производства, совхоз содержит мельницу, два магазина, пекарню, закусочную. Главную часть дохода приносит реализация продукции животноводства, примерно до 80 процентов от общего объёма. Совхоз в настоящее время возглавляет А.В. Шабанов. В целом складывается впечатление, что формы и условия организации труда, совхозного производства мало претерпели изменений со времен прошлой колхозной истории.
Сельскохозяйственные возможности кударинских угодий далеко не исчерпаны. Фермерские, акционерные хозяйства в Кударе находятся в зачаточном состоянии и ждут своего часа.
Веками Кудара обрастала соседними сёлами, история и жизнь которых переплетались со своей «столицей». Иные из них, как фофоново, Шергино, Красный Яр, Быково - ровесники Кудары, другие строились позже. Переселенцы выбирали благодатные и удобные места и урочища, дававшие им занятие и пропитание. В середине XIX века в Кударинской степи стояло 20 русских сёл и 29 бурятских улусов, подчинявшихся своим родовым управлениям. В это время Манжеевская и Павловская улицы считались ещё самостоятельными поселениями и только позднее стали улицами самой Кудары. Ряд поселений Кударинской степи исчез, ушел в историю, как Горбово, Кычино, Пашино (Пашинская), Телешевская, а также часть бурятских улусов. В народной памяти до наших дней едва сохранились только их названия.
Во всей своей трехсотлетней истории Байкало-Кудара оставалась притягательной для окрестных сёл. В разные времена в Кударе размещались органы местного самоуправления - «Зборная изба». Волостное правление, Райком партии и Аймисполком. Крестьяне приезжали из соседних деревень в Кудару для разрешения дел, учили детей в Кударинской школе, являлись прихожанами Благовещенской церкви, ездили на ярмарку, роднились, гостили по престольным праздникам в Спасов день 14 августа, Екатерину 7 декабря, в Благовещенье 7 апреля, в честь Имени храма.
Кударинские сёла ещё не так давно были людны, экономически развиты. Об этом говорит численность их населения. Так, в 1851 году в Дубинской деревне проживало 205 человек только мужского пола, Шерашово -144, Красноярской - 197, Быковской -133. Но уже при выборах в Учредительное Собрание в 1917 году - число душ «обоего пола» в возрасте старше 20 лет в самой Кударе числилось 1196 человек, Дубинской -618, Красноярской - 632, Быковской - 467, Фофоново - 483, Шерашово - 294, Телешевской - 294, Сухинской -169 человек. Таковы были кударинские сёла в самый канун революции большевиков. Куда подевалась их сила в XX веке? Как возродить их сегодня?
1645 г. Атаман Василий Колесников переправляется через Байкал и делает запись: «В брацкое урочище, в степь Кутора, на устье Селенги» Это первое письменное свидетельство о пребывании русских землепроходцев в Кударинской степи.
1675 г. Русский посол молдавского происхождения Николай Милеску Спафарий, поднимаясь на дощанике по устью Селенги, отметил в дневнике: «На той стороне - юрты брацкие, а ниже юрт немного - заимка селенгинского казака». Сия бесхитростная и скромная запись очевидца - свидетельство добрых отношений двух народов, поселившихся почти одновременно на Кударинской земле.
1681 г. Основание Троицко-Селенгинского монастыря игуменом Феодосией с одиннадцатью монахами.
1701 г. Троицко-Селенгинский монастырь получает на Правобережье вотчину и создаёт Кударинский дворец - хозяйственное заведение для посева зерновых, разведения скота, работы.
1701 г. С.У. Ремезов - картограф и историк Сибири - нанес местность с названием «Кудары» на 21-м листе своей "Чертёжной книги Сибири».
1707 г. Кударинская Благовещенская церковь вносится в общий список 14 церквей Западного Забайкалья. Полагаем, что это была самая первая, деревянная церковь типичной шатровой постройки.
XVIII век (скорее всего первая половина). В Кударе учреждается «Зборная (мирская) изба» во главе со старшинами-головами для управления повседневной жизнью селения. Сюда обращались крестьяне соседних русских деревень.
VIII век, первая половина. Для управления населением бурятских 1-го и 2-го Чернорутских, Абазаевского и Сборного родов создается «Кударинская Степная контора».
Около 1730 г. В Кударе возводится второе церковное здание, до наших дней не сохранившееся.
1793-1799 гг. Возводится каменное строение Благовещенской церкви, освящена, вероятно, в 1814 или 1818 гг. Сегодня после многих десятилетий запустения восстанавливается и начинает действовать по своему прямому назначению.
ХVIII-Х1Х вв. Кудара в силу своей отрезанности водами Селенги и Байкала была избрана местом массовой ссылки бывших каторжников Нерчинских рудников и заводов, Селенгинского солеваренного завода -«пропитанных» и поселенцев. В отдельные годы в селе проживало до 200 таких ссыльных. Это были в основном выходцы из центральных губерний России, вчерашние крепостные, солдаты, выступавшие против своей неволи.
1823 г. Упразднение «Кударинской Степной конторы» и образование по реформе Иркутского генерал-губернатора М.М. Сперанского «Кударинской Степной думы» для управления бурятским населением.
1851 г. Образование Забайкальской области с центром в г. Чите с включением в неё Верхнеудинского округа, куда входила Ильинская волость, управлявшая Кударинской степью.
1851 г. Создание Кударинского приходского училища для бурятских и русских детей при Кударинской Степной думе. Назначение первым учителем в Кударе Афанасия Полынцева., происходившего из крестьян. Училище открывал Д.П. Давыдов - автор песни «Славное море, священный Байкал».
1861 г., 31 декабря. Цаганское землетрясение и образование к северо-востоку от устья р. Селенга залива «Провал»; в результате под воды Байкала опустилось около 200 квадратных километров суши с пятью бурятским улусами.
1862 г., 22 ноября. Пребывание в Кударе, кударинских селах, заливе «Провал» Кропоткина Петра Алексеевича - князя, замечательного ученого-географа, исследователя Саян, Тунки, Восточной Сибири, Маньчжурии. Мировую известность Кропоткин получил как основатель европейского анархизма. Встречался с выдающимися отечественными и международными социалистами, в том числе с Лениным в 1920 году.
1884 г. Образование самостоятельной Кударинской волости с центром в с. Кудара. Существовала до 1927 года.
1897 г. Учреждение «Крестьянских и инородческих начальников» и подчинение кударинских административных властей Селенгинскому окружному (уездному) начальнику.
1903 г. Создание Кудара-Бурятской волости с центром в Корсакове с подчинением ей четырёх сельских сообществ-булуков: Корсаковский, Дуланский, Хандалинский, Дологанский.
1920 г., 2 февраля. В Кударе проводится съезд делегатов и крестьян 8 повстанческих волостей Усть-Селен-гинского района.
1923 г. В Кударе возобновило работу двухклассное училище (школа) после перерыва в несколько лет, вызванного революцией и Гражданской войной.
1927 г. Упразднение Кударинского волостного правления в связи с образованием Кабанского района, выведенного в свою очередь из состава Иркутской Губернии и переданного в подчинение Бурят-Монголии.
1928-1930-е гг. Насильственная ликвидация наиболее дееспособных индивидуально-частных хозяйств в Кударинской степи и образование различных общественных сельскохозяйственных объединений (сельхозартелей, ТОЗов и др).
1944-1962 гг. Байкало-Кудара - административный центр одноимённого района.
1955 г. Электрификация Байкало-Кудары.
1961 г. Ликвидация в Байкало-Кударе именных колхозов, названных в период культа личности в честь партийных «вождей»: Сталина, Маленкова, Молотова. Образование «Шергинского» и «Оймурского» совхозов. В состав последнего колхозы Байкало-Кудары входили на правах III отделения.
1961 г. Появление в Кударе первых телевизоров.
1966 г. Переименование «Кударинского сельского Совета Кабанского района» в «Байкало-Кударинский сельский Совет».
1990 г. - начало 2000 гг. Введение в Байкало-Кударе собственной сельской Администрации.