Navigation

Загадка Тайшихино

Топонимия: 

Название Тайшихино, деревеньки, располагавшейся когда-то на правобережье нашего района, километрах в трёх от села Жилино, сейчас ещё сохранилось в памяти пожилых людей. А пройдёт десяток лет, и оно может забыться совсем...

Расспрашивали мы о Тайшихино супругов Жилиных. 83-летний Даниил Петрович шутит: «В Жилино родился, тут же и состарился», - хотя выглядят супруги для своих лет удивительно молодо. Конечно, многое уже не вспомнить, но лет так 75 назад бегал маленький Данилка в начальную жилинскую школу вместе с первоклашками из Тайшихино. Потом, когда время прошло, состоял с соседями-тайшихинцами в одном колхозе.

Вспоминается им, что справным было село, хоть и небольшим - в две улочки. Стояли дома, вокруг было много земли. Школы и магазина не имелось. Какие же семьи были в Тайшихино, какие фамилии?

Даниил Петрович и Анна Егоровна - она родом из Романово, - долго перебирали в памяти соседей и решили, что были в Тайшихино Смирновы. Назвали Афанасия, Степана и Ивана Смирновых. Они были примерно 1900-х годов рождения или 1890-х. Имели многодетные семьи. Но доподлинно неясно, были эти Смирновы между собой родственниками или же однофамильцами.

До колхозов каждый хозяин имел свои десятины земли. Жили в Тайшихино в достатке. Деревенька стояла на речке Бугутур. Неглубокая местами, но очень чистая речушка снабжала тайшихинцев рыбой, а по берегам - сочная трава. В каждом дворе было много скота. Держали лошадей, коров, свиней, куриц. Очень выгодно было иметь овец. С ними не было никаких хлопот, овцы паслись свободно и нагуливали жирок.

Хозяева были мастеровые. Каждому нужны были верёвки, а купить тогда их было особо негде, поэтому практически все садили коноплю. Растение вымахивало выше человеческого роста с крупными, круглыми семенами. Потом её вымачивали и вили верёвки. Кому надо - сплетёт тонкую бечеву, а кто - верёвку потолще, почти канат.

Из конопли жали масло. Растительного масла тогда тоже в магазинах не продавалось. Анна Егоровна вспоминает, какое приятное на вкус было это конопляное масло: «Такие ароматные лепёшки на нём выходили! Никто и понятия не имел, что какую-то «дурь» из этой конопли можно делать. Полезное было растение!»

Одна улочка в Тайшихино шла в сторону Красного Яра, а вторая как бы на Жилино. На перекрёстке стояла часовня. Рядом, в Жилино, была своя богатая церковь, возможно, что и двухпредельная, потому что престольными праздниками называет местный народ 6 ноября - Икону Богородицы «Всех Скорбящих Радос-те» и 7 июля - Иванов день. А вот во имя кого была построена часовня в Тайшихино, пока неизвестно.

Так в чём же загадка, спросит читатель. Пока всё ясно и понятно. Загадка местной истории уходит корнями гораздо дальше, чем годы рождения старожилов Тайшихино, дальше 19 века. Названия Тайшихино, Бугутур - речушки, на которой стояло село, - бурятские, может, даже от эвенкийского слова «тайша». А ни одна бурятская семья в Тайшихино не жила! Об этом уверенно говорят старожилы. Первые русские в Забайкалье появились в 17 веке. Позже, чтобы закрепить свои позиции, царское правительство учредило среди инородцев (так тогда именовали бурят) особую форму управления - Степную Думу. Во главе этой Думы и стоял тайша. Это был довольно большой чин. В Кударинской Думе первым тайшой был Хамаган. Он душой болел за своих. Кто знает, может быть и название сельца Тайшихино как-то с этим связано.

А вот как - в этом и есть загадка, разгадать которую предстоит будущим историкам - краеведам.

Ведь в истории не бывает ничего случайного. Тем более что название осталось и сохранялось вплоть до 20 века, пока деревенька не исчезла. Село Хоринск, например, называют официальной ставкой местных тайшей. А в 15 километрах от Верхнеудинска - нынешнего Улан-Удэ - когда-то было село Тайшихино.

Кстати, многие кударинские тайши не отрицали православия и были даже награждены грамотами от епископа Вениамина, о чём в 1868 году сообщали «Труды православной миссии».

Вот и в Тайшихино была православная часовня...

В других давних документах говорится, что местные буряты ходят в церковь, ставят свечки, но свою религию - шаманизм - не забывают. Говорят, что недалеко от Тайшихино был бурятский улус Балтэ (Балтай), а рядом росли могучие, в несколько обхватов, сосны. И почти под каждой сосной был похоронен шаман.

Так что всё удивительным образом переплелось...

***

Афанасий Михайлович Конев - коренной житель Жилино. В свои 83 года он слаб зрением, а память сохранил хорошую. Многое помнит из прошлого, и Тай-шихино в том числе. Через эту соседскую деревушку проходила хорошая дорога - романовский тракт. Часто он проезжал там. Припоминает, что вначале был у тайшихинцев свой, отдельный колхоз. Назывался он то ли «Будённый», то ли «Красный пахарь»...

Кстати, название села Тайшихино, как и Гречихино, Бородино, Сковородино, Инкино образовалось с помощью русских суффиксов и окончаний - от монгольских слов, в нашем случае - «тайша» или китайского «тай-чжа» - нойон, начальник. Титул этот имел особый вес у монгольских народов в XV-XVI веках и был на уровне ханского. Власть и улусы передавались старшему сыну или дальше по наследству. Был титул тайши и у калмыков. У бурят тайша носил особый, очень красивый пояс и кортик. С приходом русских первопроходцев власть тайши видоизменилась до административного управления. Так, может, была в этом месте очень давно ставка кударинских тайшей?..

Ну а если продолжать тему и говорить о начальниках и власти, то в Тайшихино - царстве Смирновых, как мы писали вначале, - жил один человек с другой фамилией. Василий Андреевич Бельков. Дата его рождения неизвестна, а вот умер он в 1942 году. Это Афанасий Михайлович Конев помнит точно.

Дело в том, что был Василий Андреевич первым председателем колхоза. Сначала в Тайшихино, а потом и объединённого - с жилинцами. Василий Андреевич был женат на дочери одного из Смирновых, Павла Афанасьевича. Был у него в Тайшихино хороший дом с садом. Росли там малина, яблоньки. А когда колхоз укрупнился, семья председателя переехала в Жилино.

И как вспоминает Афанасий Михайлович Конев, председатель был человеком простым, спокойным, никогда ни на кого не кричал, а все его боялись. «Как же это так, - улыбается супруга рассказчика, Нина Павловна. - Никого не ругал, а все боялись?».

«Да вот и не объяснишь, а было так... Дисциплина в то время была! Солнце встаёт - надо в поле. Если опоздал, выехал попозже, то с работы уже коня в ограду не заводишь, а потихоньку, огородами... А вечером председатель всё равно в окно стукнет да спросит: как же ты так не вовремя сегодня выехал?».

Ещё вспоминают, что ферма была в Тайшихино. Одна из доярок, которая там работала, Зинаида Ильинична Жилина, и сейчас живёт в Жилино. И муку молоть тоже часто возили через Тайшихино. Нагрузят, насыпят её в большие кожаные мешки - тулуны килограммов по 70 и везут на мельницу. Стояли в Тайшихино большие колхозные амбары с хлебом. А вокруг всё пашни...

Афанасий Михайлович говорит, что в селе было 20 дворов, другие старики называли цифру - 11, а в летописи села Красный Яр, составленной библиотекарем Н. Новолодской, написано о Тайшихино в 4 двора.

Так, видимо, потихоньку пустела деревенька с бурятским названием и русскими жителями, загадка которой так и ушла вместе с ней...

 

Не удалось завершить рассказ о деревне Тайшихино - пошли читательские отклики. В редакцию позвонила женщина и сказала, что в Селенгинске живёт Екатерина Ивановна Изюрьева, в девичестве Смирнова, которая родилась в Тайшихино...

Екатерине Ивановне 81 год. И с первых минут разговора с ней уютно и спокойно. Бывают такие люди, которые сразу располагают к себе.

«Только я вам, пожалуй, многого о Тайшихино и не расскажу. Маленькая была, когда нас оттуда выселили. Тятю тогда арестовали, а у нас всё отобрали. Он бригадиром работал в Тайшихино, в колхозе. Нас у мамы было три дочки. Везли зимой на коне в санях завёрнутых. Это помню. Выселили нас в Турку, в бараки».

Мама Екатерины Ивановны, Ульяна Николаевна, родилась в Красном Яре, она из крепкого рода Орловых. А отец (81-летняя Екатерина Ивановна ласково, по-деревенски и сейчас называет его тятей) был коренной, тайшихинский. Сильный, статный: порода, видно, у Смирновых была такая.

Екатерина Ивановна помнит, что и дедушка Петрован был роста высокого. Он тоже выехал с семьёй сына в Турку. Сколько там прожили, маленькая Катя не знает, тогда этого не понимала. Но потом отца отпустили, и у родителей появилось ещё две дочки. Поселились в Красном Яре.

Екатерина Ивановна достаёт из мешочка в шифоньере старые фотографии. Вот первый класс Красноярской школы: ребятишки, как воробышки, облепили троих молодых учителей, двух девушек и молодого человека. Первоклассников много. Катя коротко острижена, стоит в верхнем ряду.

«А вот тятя в из армии прислал, маме подписал», - на фото Иван Петрович Смирнов - красноармеец с шашкой, в будёновке, портупее, с четырьмя товарищами в 1930 году.

«Может быть, кто откликнется на этот снимок, - говорит дочка Екатерины Ивановны, - узнает своих дедов».

Ещё помнит Екатерина Ивановна, что было у них в Тайшихино два дома: дедушки Петрована и отца Ивана Петровича. Держали скот. Дома были добротные, с лиственными окладами. И сейчас в Красном Яре стоит дом Смирновых, но живут там другие люди.

«А от деревеньки давно ничего не осталось. Пашни одни», - Екатерина Ивановна вздохнула. Вот, пожалуй, и все крупицы, которые ещё удалось найти о Тайшихино.

Осталась в архивах земельного комитета карта 1948 года, составленная Управлением землеустройства и севооборота Министерства сельского хозяйства Бурят-Монгольской АССР.

Была, была деревенька Тайшихино в нашем районе - с рачительными хозяевами, плодородной землёй и загадочным названием...

(Материал подготовлен при содействии Федерального агентства по печати и средствам массовой коммуникации).

Источник: 
Байкальские огни. – 2011. - №№ 11-12 (10 февраля). – с. 5, №№ 13-14 (17 февраля). – с. 5, №№ 23-24 (24 марта). – с. 5

Who's new

  • sadmin