Navigation

Слеза моя – Загза…

Топонимия: 

Загза - бурятский улус, расположенный недалеко от села Сухая. Откуда пошло его интересное название? В мелодичном звучании слышатся струны звонкого бурятского хура. Может быть, здесь в нем что-то от бурятского «загаhан» «рыба». А может, и нет - доподлинно неизвестно, ну, а рыбы в этих байкальских местах было много, особенно тогда, во второй половине XIX века, когда люди Байкалу еще практически не мешали.

Первых поселенцев, которые основали Загзу, жизнь испытала сполна. Были это коренные жители улуса Цаган (располагавшегося на месте нынешнего Провала), навсегда вошедшего в историю сильнейшим землетрясением. Жили они себе вольно и спокойно на берегу залива, держали скот, ничего плохого не ожидая.

Морозной зимой, 13 января 1862 года, началось землетрясение (которое, наверное, по силе своей может сравниться с нынешним китайским). Погибли дома, юрты, весь скот утонул, замерз, провалился в большие трещины, образовавшиеся в земле. Трясло три дня… Но человеческих жертв практически не было. Конечно, испытав это, цаганцы со всем немногим, что успели спасти, поспешили откочевать, кто куда. Несколько семей из рода Галзутов пошли выше, на север. Они выбрали себе место около Сухой возле речки Мочище. Там обжились, кое-как обустроились. Но прошло несколько лет, и им пришлось Мочище покинуть. Почему это произошло, точно неизвестно. Одни говорят, что вышел то ли царский, то ли губернаторский приказ об отписании этих земель кому-то другому. Другие считают, что не нашли они общего языка с первыми русскими переселенцами, которые только-только начинали обустраиваться в Сухой, борясь с тайгой за каждый клочок земли.

Вот тогда и перебрались семь семей в Загзу. Место выбрали высокое, ровное. Решили: хватит скитаться, оседаем навечно… Стали строиться. Некоторые рубили шестигранные или восьмигранные деревянные юрты. Огонь в них раскладывали на середине, а дым уходил в дыру, оставленную в крыше. Ее потом закрывали конусообразной лиственной корой. Потом стали делать избы по-русски, а в юртах жили летом. В Загзе были семьи кузнецов Дархановых. Род Галзутов издревле славился кузнецами. Сын Дархана Дарханова Иван ковал гвозди для сшивки лодок, навесы для ворот и дверей, оковывал телеги, делал наконечники для сох, ножи, топоры. Летопись села Сухая (написанная и собранная большим энтузиастом, краеведом, сухинским библиотекарем О.М. Власовой) гласит, что руками кузнецов Дархановых были выкованы все железные изделия Сухой, Загзы, Заречья вплоть до 1930-х годов. Бурятские кузнецы относились к своему ремеслу как к дару Божьему. Женщин к горну не допускали, передавали кузнечное умение по мужской линии.

В Большом Дулане была церковь, и буряты в этом селе были крещеные. В Загзе же жители исповедовали шаманизм. Очень сильным шаманом был Мухубун Татаров. Он совершал молебны, лечил и пользовался большим авторитетом у односельчан.

Жили в Загзе семьи Бабушкиных, Бадмаевых, Дархановых, Буиновых, Бодиевых, Болжлгуевых, Баршуевых и несколько русских семей - Капустины, Киршановы…

Грамоты не знали. Лишь в 1918-1919 годах в улусе появился ссыльный Александр Степанович Надвигин, который и стал обучать бурятских детей грамоте.

Жили трудно, трудились не покладая рук. Некоторым семьям, приехавшим с островов Селенги, не понравилось жить в тайге, и они откочевали назад, ближе к родине. Трудным показалось им, что в Загзе надо было косить сено, корчевать землю…

Источник: 
Байкальские огни №№ 51-52, 26 июня 2008 г.

Who's new

  • sadmin