Navigation

Род из улуса Цыгеновский

Белый месяц в этом году совсем тёплый, без ледяных ветров и вьюг. И пока он еще не закончился, давайте попытаемся немножко приоткрыть завесу в историю кударинских бурят. В школе с.Корсаково располагается краеведческий музей. С 1997 года им руководит Г.Р. Каменданова. Есть там две интересные самодельные карты: карта 1861 года той местности у Байкала, которая была до знаменитого Провала, и карта 29 улусов, существовавших в Кударинской степи до 1954 года. Обе карты Галина Романовна нарисовала сама, а помогали её сыновья. До того, как появилось с.Корсаково и это видно, если посмотреть на вторую карту, кударинские буряты жили небольшими улусами, некоторые по пять-шесть дворов. Сейчас потомки тех жителей разлетелись по свету.

Вот недавно в районную библиотеку по Интернету пришло письмо из Киева: «Если у вас есть какая-нибудь информация про родину моего деда - улус Дологон, пожалуйста, ответьте. Буду очень благодарен. Сергей Б.».

Любому человеку хочется знать, откуда он взялся, где жили его предки и что теперь с его родиной. У бурят есть такое понятие «тоонто» - «малая родина». Тоонто притягивает. Иногда это чувство приходит с годами, иногда просыпается и у довольно молодых людей. Сергей получил ответ на свое письмо. Работники библиотеки написали то, что смогли найти. Дологон в переводе с бурятского означает «боярышник», улус существовал до 1954 года...

А в 1953-1955 годах в этих местах было большое переселение. Как и в случае со многими исчезнувшими с лица земли селами нашего района, в связи со строительством Иркутской ГЭС исчезли с карты и названия бурятских улусов. Некоторые улусники были переселены в Кижингинский, Хоринский районы, некоторые – в Агинский бурятский автономный округ. А в основном маленькие улусы собрали в одно село Корсаково.

Как рассказывает Галина Романовна, каждый улус - это бурятский род. И у всех родов своя история, свой характер и свой, если так можно выразиться, стиль жизни. Например, улус Баженовский. Там жили люди рода Балтэ. И сейчас его представители носят фамилии Илыгеевы, Баженовы и другие. Был ещё род Яртага (Яртхэ) - улус Бушиновский - Ханхашановы, Тынтуевы.

За рекой Харауз и Бушиновским мостом был Цыгеновский улус, где жили Турунхаевы, Ануевы, Мосоровы. Оттуда же - известный в районе покойный судья М.Н. Уладаев, генерал милиции Н.В. Бутуханов, Хребтовские... Вот как о жизни в середине 1900-х годов рассказывает Любовь Алексеевна Халюева, уроженка улуса Цыгеновский. Начинает свой рассказ она с того, что старики очень сильно чтут народные традиции, уважают веру предков и так учат жить детей и внуков, чтобы было всё правильно в жизни, чтобы дурных поступков избегать, чтобы молодые стариков не обижали, держали возле себя... Большой улус был Цыгеновский, рядом речка - рыбалка, охота. Сколько было домов, Любовь Алексеевна не помнит. Но, видимо, достаточно много, потому что сначала все жили вместе, а потом решили разделиться на два улуса. И второй стали называть Харяйта, то есть «отдельные». Чем тогда занимались? Молились Богу, растили детей, держали скот. В каждом роду были свои шаманы. Девичья фамилия у Любовь Алексеевны - Уладаева. В их роду большим шаманом был ее прадедушка, и его захоронили на горе, расположенной в районе Сухой мольки (местность на правобережье). Там на возвышенности обычно приносили в жертву барана. Подниматься на гору разрешено только мужчинам, а женщины ждут дома, готовят стол...

И у каждого рода много своих легенд и преданий. Их хранят в устных рассказах и передают из поколения в поколение. Одну из них нам рассказала Л.А. Халюева:

«Давно это было. Была у кударинских бурят женщина, очень-очень сильная шаманка.

Однажды на иркутской земле собралось большое то ли собрание, то ли вече, то ли съезд, где представители всех властей и религий хотели выяснить, кто из них главнее. И, наверное, шаманизм поприжать.

Шаманка поехала туда, чтобы отстоять веру предков. Знала она, что предстоят ей испытания, но не побоялась. И, как сказано в легенде, представители других религий превратились в щуку, а шаманка обернулась хариусом. И поплыла щука за хариусом, но проворная рыбка-хариус ускользнула от хищницы-щуки вверх по Ангаре и ушла по Байкалу. Через это испытание шаманка прошла успешно. Потом посадили ее в железный амбар. И оттуда она смогла выбраться, став маленькой и просочившись сквозь замочную скважину амбара, как нитка сквозь игольное ушко. А чтобы беспрепятственно попасть домой, шаманка обернулась коровой, а двух ее сопровождающих мужчин превратила в быков. И так им удалось уйти незамеченными...»

Народная память хранит и передаёт из уст в уста много родовых легенд и сказок, в том числе связанных и с вероисповеданием бурят. И действительно, шаманизм сейчас распространён сейчас в верховьях Ангары - Усть-Ордынском округе, на Ольхоне и у нас в Корсаково...

В XIX веке существовала Степная дума, куда выбирали наиболее авторитетных людей. Дума решила, что надо открыть на кударинской земле четырёхклассное приходское училище. Построить его решили всем миром. Дедушка Любовь Алексеевны Халюевой - Ефим - пожертвовал для этого трёх коней (15 рублей), наиболее состоятельная семья Хамагановых дала 150 рублей, 100 рублей внесли русские купцы Гашовы. Тянулись улусники к образованию - идею строительства школы поддержали практически все, и каждый двор дал, сколько смог.

Нынешний дом Халюевых перевезён из Цыгеновского улуса. С особой гордостью Любовь Алексеевна показывает, какая половина нынешнего дома перевезена из улуса. Вспоминает, что муж умер в сорок лет, и пятерых сыновей и двух дочек пришлось поднимать одной. Дети подарили ей на 70-летие деревянный стул-трон и семьдесят красных роз...

Так пусть же не только в Белый месяц, сказано в благопожеланиях-юролах, «множится и укрепляется род, смелыми и добрыми будут мужчины, красивыми и мудрыми - женщины, пусть у мирного очага не смолкает топот детских ног и пусть так будет всегда!»...

Источник: 
Байк. огни №№ 21-22, 16 марта 2007 г.

Who's new

  • sadmin