Navigation

Происхождение села Творогово

Суранова Оксана Викторовнапедагог-краевед

Происхождение села Творогово.

История основания села Творогово интересует нас давно.

Изучая микротопонимию МО СП «Твороговское» я выяснила, что местность вокруг села Творогово была густо заселена. На расстоянии 2-5 км друг от друга находились села: Творогово, Шигаево, Меркушево, Чертовкино, Ергень, Рыково.

На островах дельты реки Селенги находились селения Ганька, Останин, Митрошин, Каторжанка, Солдатский и другие.

Нас заинтересовала дата основания села Творогово.

Вызывает много споров вопрос, когда же было основано село Творогово? Существует версия о том, что село основано участниками пугачевского восстания 1773-1774 гг., но изучив легенды и предания кударинских бурят, воспоминания путешественников, священников, выяснилось, что до прихода русских в 17-18 вв., топонимы Твороговская степь, Твороговский улус уже были известны. В Твороговском улусе жили буряты родов сэгэн, курумчин, баендай.

Потверждение этому мы нашли в книге Балдаева С.П. «Предания о расселении кударинских и кабанских бурят»: «В древние времена буряты этих родов (кочевали в других местах. Тухэшины - знатоки старины - рассказывают о том, как они появились в Кударе и Кабанске. Из легенд и преданий выясняется, что буряты в устье Селенги раньше не жили, но приезжали сюда в засушливые годы и кормили здесь свой скот ветошью. Устье р. Селенги - место низкое, всегда было богато травой и не знало засухи. Кроме того, Байкал и Селенга были богаты рыбой, а леса - зверями. Место нравилось бурятам, они говорили про Кудару – «дрова без топора, мясо без ножа» (hухэбэй тулеэн, хотигобэй мяхан). Заселение устья Селенги происходило постепенно. Сначала, видимо, заселялся западный берег Байкала и остров Ольхон, где до этого не было никаких поселений. Затем с западного берега и Ольхона буряты стали, перекочевывать в Кудару и Баргузин…»

Род сэгэн

Буряты рода сэгэн пришли в Кудару с реки Лены, откуда они сначала подались к морю по реке Тутуре, по пади Унгэрэн. Часть их осталась здесь, прочие перебрались через Малое море и поселились на острове Ойхон (Ольхон). Так как на острове было много народу, то буряты рода сэгэн поселились у одного хребта, который с тех пор называется Сэгээнуудэй нюрган (кряж Сэгэнутов); еще они заняли устье речки Хай (Хайн аман). Часть же их перекочевала по льду в Кудару.

Первым из бурят рода сэгэн в Кудару пришел некто Бишиихан, поселился у устья р. Селенги, оттуда они расселились и сейчас живут в улусах Хандалинском (40 дворов), Б. Дуланском (15 дворов), Хандалинском и Твороговском

Буряты рода курумчин не входят в племена Эхирит и Булгат, сами они говорят, что предки их пришли с запада, с Алтая. По рассказам одних знатоков старины на р. Лену пришли четыре сына Хурамчи во время каких-то войн на их родине, по рассказам других на р.Лену пришел сам Хурамчи.

Буряты рода курумчин жили в улусах Хандалинском - 20 дворов, Корсаковском - 5 дворов, в Твороговском - 7 дворов, Тэтэевском - 8 дворов и Дуланском - 5 дворов, всего 45 дворов.…»[1].

В брошюре «Слово о родной земле…» известного краеведа В.И. Поломошина есть предание, рассказанное Михаилом Тэхэевым и Дамбой Николаевым 20 июля 1955 года об истории родов абзай, олзон, баендай: «…По рассказам тухэшинов некоторые буряты рода олзон из улуса на реке Куде Иркутской губернии в начале XVII века перекочевали за Байкал и поселились на реке Кударе, пытаясь здесь найти покой, а затем расселились в устье реки Селенги и на правобережье по разным местам. Образовали Твороговский, Бурский, Барун-Кударинский и Хандалинский улусы…».

В книге «Край наш Кабанский у Байкала» М.А. Лукьянова содержится романтическое и одновременно трагическое сказание о предках баендаевского рода, которые стали основателями Твороговского, Олзоевского, Бурского улусов…

В конце XVII века пришел в Кудару Бишихан из рода сэсэг и поселился в устье Селенги, откуда потомки его разъехались в улусы Хандалинский, Большой и Малый Дуланские, Твороговский, в село Корсаково…»[2].

В книге известного нашего земляка Сергея Матвеевича Бабушкина «Об островных улусах» содержится информация об Твороговском улусе: «Примерно в сорока километрах от районного центра Кабанск, вдали от больших дорог, по обеим сторонам проток реки Селенги, на островах, с середины 18 до середины 20 в. располагались улусы кударинских бурят. Село Ранжурово образовалось в результате переселения жителей улусов левобережья Селенги: Часовено (Хэрээлдэй), Поперечный (Алмас), Галутовский (Шатуу), Среднеустье (Дунда хэлэнгэ), Першинский (Хухэ Шэгтэ), Твороговский или Бурулус (Баруун Худар и Худоое Айл), Дайбан (Адуновский или Новоселенье), Березовка (Бага Арал), а также Донохой и Бадаахай…

Часовенский остров, населенный бурятами-шаманистами находится между нижним и средним рукавами р. Селенги. С западной стороны в верстах семи виднеется с острова сам Байкал. С противоположной стороны острова расположена Твороговская степь, населенная одноплеменниками часовенских бурят.

Рыбопромыслы по р. Селенге и морю сделались главным занятием островных бурят. Для хлебопашества буряты имеют земли мало, потому что низменные острова дают только покосы. Потому Часовенские буряты хлебопашеством почти не занимаются. В прошлых годах, при разделе земель, указаны были им хлебопахотные земли совместно с родовичами на Твороговской степи: но твороговцы не дали ни клочка...» (Иркутская Епархиальная ведомость, 1881, №3, с.29-32, 35-36)»[3].

В записках забайкальского миссионера иеромонаха Мелетия за 1864 год говорится о том, что «2 октября Твороговские улусы посещены ученым европейским путешественником, доктором теологии и медицины N.A. Bastian из Бремена. Желая видеть шаманское моленье, он заслал к шаману одного посольского крестьянина и по предварительном совещании убедил его за две пятифранковые монеты совершить моленье….»[4]В письмах из Посольского монастыря епископ Вениамин упоминает Твороговскую степь и расположенные в устье реки Селенги по ее левому берегу Твороговские улусы. Так, он пишет: «Я приглашен был в ближайшее кочевье кударинских бурят селение Творогово в 30 верстах от Посольского монастыря…

Мы собрали достаточно много информации по разным источникам о существовании Твороговской степи, о Твороговском улусе, о том, что эти места были заселены до прихода русских.

Теперь о деревне Творогово.

Первое упоминание о деревне Творогово, которое известно на сегодняшний день относится к 1704 году «царское Правительство официально узаконило право вместо ружного жалованья и оклада селить на монастырских землях «для монастырской экономии и в интересах государства» крестьян из «гулящих и иных людей». Большой размах получила покупка «иноземцев», преимущественно женского пола, которых выдавали замуж за монастырских вотчинников. В связи с этим в устье реки Селенги начали образовываться целые приходы из лиц от смешанных браков: Троицкий, Посольский, Куядский (в Иркутской губернии), Кударинской, Голоустный, Твороговский, Куналейский и Еланский. Есть архивное дело о заселении новокрещенных в 56 дворах «за Селенгою и речке Куяде в пустых местах за 1694-1701гг»[5]

Еще одно упоминание о деревне Творогово мы находим в статье «Приобретение монастырских угодий» А.В. Тиваненко: «Для отвода земель и составления чертежа в 1709 году из Иркутской приказной палаты за Байкал прибыли сын боярский Михаил Ипатьев и подьячий Трифон Ослоповский, которые произвели размежевание монастырского владения в присутствии кабанских служилых и посадских людей во избежание спорных вопросов… Завершая отвод земель и рыбных ловель Михаил Ипатьев и Трифон Ослоповский опросили всех жителей деревеньки Творогово и «Нерчинского присуду ясашных иноземцев» и других о их мнении относительно предстоящего отвода земель Посольскому монастырю…»[6].

В монографии А.П. Васильева «Забайкальские казаки» есть такая запись, что «в 1720году в Западном Забайкалье существовали следующие населенные пункты: 3 слободы: Кударинская, Колесова, Архангельская; 7 деревень: Творогово, Оймурская, Яланская, Юговская, Большерецкая (при Посольском монастыре)».

Лоренц Ланг, проезжавший в 1716г. через Забайкалье, назвал Кабанск «большим населенным пунктом», упоминал Троицкий монастырь, Большую Заимку (Ильинский острог) и г. Удинск; Селенгинск оказался на пути Ланга «последним русским городом».

Спустя 15-16 лет Г.Ф. Миллер отметил, что в Ильинском остроге имеется 75 дворов, в Кабанске — 61, в Архангельской слободе — 35, в Творогово и Колесово — по 29 дворов, в Еланском — 17 и т.д.

В статье «Витус Беринг на Байкале» А.В. Тиваненко говорится об устройстве почтово-купеческого сообщения из Кяхты в Россию и упоминается об учреждении почтового стана, в том числе и в деревни Творогово: «Во исполнение проекта В.Н. Татищева по обустройству почтово-купеческого сообщения из Кяхты в Россию императрица Анна Иоанновна поручила в 1733 году капитан-командору Витусу Берингу, направлявшемуся на Камчатку, побывать на озере Байкал, чтобы составить подробную "Ведомость местных нужд". Опорным пунктом экспедиции стал Посольский монастырь, от которого Беринг учредил в 1735 году почтовые станы от Байкала до "границы Китайского государства": в деревнях Творогово, Дунаево, Селенгинском Троицком монастыре, Удинском остроге, улусе Хободойском, Селенгинской крепости, зимовье Поворотном, деревне Мостовской, в Барсуковском зимовье, Кяхте и установил верстовые столбы».

Петер Симон Паллас знаменитый немецкий и российский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков в марте 1772 года отправился в путешествие по Сибири к Востоку в своих воспоминаниях он оставил запись: «…От монастырской деревни Степной еще был на несколько верст перегон по льду по одному заливу. Далее уже начинали боры, соснягом и березником покрытые, по которым почти ничего снегу не находилось. В Твороговой слободе я принужден был остановиться, пока одну из моих телег поставят на взятые с собой колеса, потому что сани уже не годились и потому не могли далее уехать, как до Кубанского острога….»[7].

В книге Мельхеева М.Н. «Топонимика Бурятии» упоминается описание Палласа (1788, т.3) «в Забайкалье значились русские деревни крестьян-земледельцев – «мужиков и польских колонистов» (семейских старообрядцев): по долине Селенги – Твороговая, Кальская, Каргина, Кабанский острог, Бреская (Брянск)…»[8]

В краеведческом очерке «Гусиное озеро» Н.А. Бестужев пишет о землетрясениях на Байкале и упоминает: «в 1839 г., августа 6, земля тряслась на всем протяжении реки Селенги…. И колебание было так сильно, что мы с братом, сидевшие в избе, в деревни Твороговой, видели, как две лампадки, повешанные одна против другой, в переднем углу перед образами, стукались одна об другую. В то же время в другой избе, денщик Як. Безножкова (Безносикова), варивший ему обед, с ужасом увидел, как горшок с ухою выскочил сам из печки и вслед за ним обвалилась труба. Живописец, расписывавший свод в приходской церкви лежавший тогда на подмостках с кистью, видел, как свод треснул, сомкнулся, и снова разошелся, а железная полоса его связывающая, сначала согнулась, потом, вытянувшись, запела будто бы тетива на луке. В первых числах сентября того же года, поутру, часав в 6, был такой удар, от которого своды здешней церкви дали трещины, и несколько труб повалилось…»[10].«Если русские села других районов имеют в основном бурятские наименования, то в Восточном Прибайкалье большая часть старожильческих селений названа по фамилиям основателей первых заимок и однодворок: Шигаево, Творогово, Шергино, Быково. По имеющимся сведениям, села Елань, Тресково, Шигаево, Колесово основали пашенные крестьяне, переселившиеся сюда по специальному указу из сибирских губерний, а села Шергино, Степной Дворец – ссыльные, определенные на вечное поселение в Забайкалье. По предположению старожилов с. Брянск, его название указывает на родину первых основателей. У некоторых старожилов с.Кабанск сохранились в памяти воспоминания их дедов о том, что среди ранних жителей села были илимские крестьяне, уроженцы Волжских, Тверских губерний. Прародиной некоторых информаторов сел Творогово, Кудара были Курская, Вятская губернии. Эти немногие имеющиеся сведения позволяют говорить об общем неоднородном составе первоначального русского населения»[9].

На карте 1913 года, которая хранится в Кабанском районном архиве мы видим, что улус Твороговский и с.Творогово отдельные селения.

Изучив все имеющиеся у нас документы можно сделать следующие выводы, что до прихода русских в 17 веке местность в устье реки Селенги уже имела название Твороговская степь, здесь жили буряты рода олзон и сэсэг, курумчан. Село Творогово было образовано значительно раньше крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. На карте 1913 года Твороговский улус и с. Творогово расположены отдельно.


[1] Балдаев С.П. Предания о расселении кударинских и кабанских бурят/ С.П. Балдаев // Записки Бурятского Науч-иссл. инст-та культуры: Материалы и сообщения.- Улан.Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - С. 152-174.

[2] Там-же, с.

[3]Бабушкин С.М. «Об островных улусах» [Глава 1] // Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят: материалы к национально-региональному компоненту образования / С.М. Бабушкин; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – С. 3-21.

[4] Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. – 1865. - №21-23. – С.340-368

[5] Тиваненко А.В. Посольская обитель на Байкале // Баргуджин-Токум. Краеведческий журнал Забайкалья. -№2, 2012.

[6]  Там же, стр.34

[7] Россия XVIII в. Глазами иностранцев. Л.Лениздат. 1989

[8] Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,  1969. – 186с.

[9] Эрденеева  Э. Д.  Русские говоры в Бурятии. (лексический и социолингвистический аспект). – Улан –Удэ: БНЦ Со РАН, 1992. – с.9-10

[10] Антология Провала: Исторические материалы о катастрофическом Цаганском землятрясении 1862 г. – Провале на Байкале/ Автор-составитель Э.В.Демин. – Улан-Удэ, 2005. – 296 с., 24 л. ил. 

Who's new

  • sadmin