Navigation

Краеведение – яркая страница нашей культурной жизни.

Паликова Алла Константиновна - кандидат филологических наук, отличник народного просвещения РФ, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель науки РБ, г. Улан-Удэ

Краеведение – яркая страница нашей культурной жизни.

Термин «краеведение» включает в себя широкий аспект понятий, представлений, знаний о своем крае, районе, селе, об истории, фольклоре, литературе, культуре, природе, быте, нравах живущих на данной территории народов. Объект статьи – литературное краеведение как важнейший компонент культурной жизни края.

Краеведению большое внимание уделялось в 20-30 годы 20 века, в период подготовки к Первому съезду писателей. Выходили, хоть и недолговечные, журналы – «Жизнь Бурятии», «Просвещение Бурятии», «Бурятиеведение», а с 1924 г. – «Краеведческий сборник» - пособие для учителя. Статьи в них носили краевой характер: «Из истории Верхнеудинска», «Декабристы Бурятии». Материальное отличалось региональным колоритом. Например, первая статья о работе школы Е.Е. Хоринской «Уныгытейская образцовая» появились в журнале «Просвещение Бурятии» (1934, №1). Проходили краеведческие конференции, созывались съезды. Так, сохранился бюллетень всесоюзного географического общества о «Первом Восточно-Сибирском краеведческом съезде» (Иркутск, 1925, № 6), который поражает широтой поднимаемых край тем: формы краеведческой работы в школе, школьные краеведческие музеи, экскурсии, краеведческие задачи сибирской библиотеки, участие студенческой молодежи, краеведение в детском рисунке.

Известный в восточной Сибири общественный деятель В.А. Малаховский в статье «краеведение и обучение грамоте» писал: «чтение маленького ребенка должно быть» Тесно и непрерывно связано с жизнью, с его непосредственными личными интересами и, прежде всего, с игрой ребенка. Первое печатное слово ребенка должно родиться из его внутренней потребности, из той внешней обстановки, из которой ребенок черпает свои впечатления и представления… Все, что живо и что знакомо ребенку, будет зафиксировано буквами на уроках грамотности» («Просвещение Сибири», 1928, №12, с. 14). Конечно, требования к обучению изменились в наше время, но краеведческий принцип сохраняется в качестве элемента приобщения ребенка к азам культуры. К сожалению, поисковая краеведческая работа постепенно заглохла (война, культ личности). Лишь в 80-е годы началось ее бурное возрождение. Профессор Егоров Б.Е. отмечал: «Сейчас краеведение становится одним из ярких проявлений нашей культурной жизни. Краевед, по-моему, очень высокое понятие – и культуролог, и исследователь, и литературовед». Краеведение стали вводить в школьные и вузовские программы, активизировалось издание учебников, учебных пособий по разным отраслям краеведения. Однако в начале нового века снова краеведение в школах под вопросом, забываются лучшие традиции краеведов – энтузиастов. Короткая память – знак социального неблагополучия.

И вот уже готовы ввести в школах новый предмет «Патриотизм», забывая, что «краеведение – богатство души», начало нашего национального самосознания (А. Солженицын), что патриотизм, любовь к родине – врожденное чувство нормального человека. Вспомните статью О.В. Серовой, уроженки г. Бабушкин, дочери Первого председателя Верхнеудинского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. «Березы смотрят с укором»: «Не зорите гнезда, не рубите зря деревьев, ведь лес – наш кров, лекарь души и тела, хранитель озер и рек, а значит, пашен и рыбы, птиц и зверя!... чувство понимания красоты нужно воспитывать… и если дети почувствуют милую прелесть леса, значит поймут его. И уже не только сами будут беречь все живое… но и не позволят кому-либо губить. Тогда-то умом и сердцем и верным делом будут оправданы знакомые и светлые слова: любить и беречь природу – значит любить и беречь Родину».

В Кабанском районе и учителя, и библиотекари осознают необходимость краеведения – главного помощника в нравственном, патриотическом воспитании в привитии любви к своему краю, в развитии творческих способностей школьников. И это возможно когда рядом такие краеведы как Михаил Александрович Лукьянов (1927-1991). Благородный и благотворный труд историка отражен в книгах «Кабанск» (1970), «Андрей Плис» (1974), «Край наш Кабанский, у Байкала» (1986, 2007). Что движет человеком, отдавшим себя краеведению? Что дают ему занятия краеведением? Ответ М.А. Лукьянова краток и глубок.

«Стремление узнать историю, понять поступки и решения предыдущих поколений, их образ мысли, традиции… четко увидеть и осмыслить сегодняшний день, сегодняшние дела». Может быть, благодаря его энтузиазму, проявилась творческая инициатива администрации района, библиотечных работников, выпустивших буклет «Кабанский район – край у Байкала» (2007), краеведческую энциклопедию, рубрику в газете «8 фактов», организовавших информационно- культурный интернет портал. В районе работают школьные музеи, литературные объединения, фольклорные ансамбли, проходят встречи с писателями, презентации их книг. Уроженцы Кабанского района всемирно известные литераторы О. Серова, К. Карнышев, А. Румянцев… – истинные патриоты своего отечества. Истинное слово дается трудно и горестно (К. Карнышев). Но именно через слово – строительный материал души показано в их произведениях стремление понять жизнь в ее будничных проявлениях отразить самые сокровенные черты русского характера передать приметы Забайкальской старины, выразить свою сопричастность к тому что совершается вокруг жить общенародными заботами о хлебе насущном о море священном о их радетеле - Человеке.

Энергетика Байкала так мощна, что постоянно дает творческий импульс тем, кто трудится на культурной ниве. С какой гордостью пишет А. Румянцев о байкальских поэтах-самородках из родного Шерашово, где любят, прежде всего, талант «умственный», «душевную песню», разумный, размеренный ритм жизни («У нас не любят суету»). Можно назвать в их ряду Н. Красникову, В. Халтуева, П. Астраханцева, селенгинское поэтическое объединение «Лира» - это та тонкая литературная среда, которая представляет истоки культурной жизни провинции.

Сужу о культурной жизни района по отдельным событиям, участником которых была: юбилейные вечера, посвященные К.Г. Карнышеву (Кабанск, март 2003, октябрь 2007; Оймур, май 2009 и 2010), презентация книги «Чудодей», собравшим заинтересованных людей – учителя, учащиеся, библиотекари, почетные люди села, района, самодеятельные художники слова.

В Государственном архиве Республики Бурятия в фонде Союза писателей есть упоминание об авторах, которые печатали стихи в газетах г.Бабушкина (Н. Святогор, Д. Обухов, А. Киримова, М. Зубриков), протокол обсуждения и рецензия на сборник Д. Обухова из 50 стихотворений. В Бурят-Монгольской правде за 19 июля 1945 г. опубликовано стихотворение И. Соловьева «На Селенге» (Кабанск), из Турунтаево печатался Илья Иосифович Капустин, его стихи обсуждались в 1955, 1958 г. в Союзе писателей… Отмечено: «обладает поэтической жилкой» и после доработки отдельные стихотворения могут быть опубликованы. Знаем ли мы, какова их судьба и судьба произведений? Краеведение, как видим, неисчерпаемо. Страницы культурной жизни прошлого требуют изучения.

Объем нашей исторической и культурной памяти, к сожалению, стремительно сокращается. И поэтому надо уважать выбор предков. В 30-е годы вместе с селом были уничтожены патриархальный быт семьи, исковерканы судьбы многих людей, но всегда жила надежда на лучшее будущее, сберегались милосердие и человечность. Сегодня на первом месте в художественных произведениях, в разысканиях краеведов, учителей, библиотекарей - экология природы и человеческой души, проблемы детства и памяти. Государство наконец-то задумалось о национальной стратегии сбережения детства. Исчезающие деревни, сужение живого пространства, необходимого для развития культуры, вызывают безразличное отношение молодых, не умеющих читать серьезную литературу, к своим предкам, к родове («Замыкается родовая память» К. Карнышев). Все серьезнее встает проблема памяти. Вопрос, что сделать, чтоб «хоть строкой остаться // в благодарной памяти людской» (Д. Пьянов), встает перед каждым человеком. И как приятно, когда можешь утвердительно сказать: «Живых людей живые души // В моей оставили свой след» (М. Стрельцов). И как дороги строки оймурского учителя-краеведа Людмилы Александровны Москвитиной, прошедшей с учениками своей школы по дорогам карнышевской прозы, воздавшей должное культурной, эстетической, патриотической и художественной деятельности писателя:

Дорог немало человек проходит,

Пока поймет, что лучшая одна –

Тропинка, что ведет к родному дому,

К Байкалу, к речкам, что среди села.

Татарский ключ, Сергеевка и Молька,

И Селькитай, и мельница вдали,

Гашовский ключ, святой своей водицей

Питающий деревни искони.

К тем людям, что чем дальше, тем милее,

К хребтам далеким и полям родным,

Которые так бережно взлелеял

В душе своей писатель – Гражданин.

Все сказанное о краеведении как странице культурной жизни района, свидетельствует о том, что краеведение было и остается проявлением всех сторон культурной жизни в контексте проживаемого времени.

Who's new

  • sadmin