Navigation

Из истории родного края ОТКУДА РОДОМ МЫ?..

Михайлова Галина Георгиевна, любитель истории края, п. Селенгинск
Из истории родного края
ОТКУДА РОДОМ МЫ?..
В читальном зале Национального архива Республики Бурятии особая рабочая обстановка: ряды рабочих столов, люди, старинные документы, шелест страниц… Получив разрешение на работу с метрическими книгами Кабанской Христорождественской церкви, приезжаю сюда и я. Открывая необычным образом переплетенную книгу Кабанской Христорождественской церкви за 1899-1901 годы, которая в числе многих других хранится здесь, ищу фамилии своих предков, Мне надо выяснить, откуда идут родные корни, кем они были и как участвовали в жизни села.
 Это только начало моих исследований, но уже много интересного приоткрылось. Например, известно, что всё народонаселение России делилось на сословия, и это положение сохранялось со времен Киевской Руси вплоть до отмены сословий в феврале 1917 года одним из первых постановлений Временного Правительства. Было четыре основных группы сословий: дворянство, духовенство, городское и сельское население. Какие же сословия проживали в нашем Кабанске и окрестных селах, которые были подведомственны Кабанской Христорождественской Церкви? Вот эти данные и находятся в записях метрической книги, которую я просмотрела. Из сословия дворян мне попалась запись о дворянине Александре Ивановиче Буше. Конечно, фамилия написана со знаком «ять» на конце: Бушъ». Из сословия духовенства след оставил священник Иннокентий Шангин, производя обряды таинства заключения браков, крещения, отпеваний, заверявший записи в метрических книгах немаленькой размашистой подписью.
Городское население делилось в 19 веке на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди( работавшие по найму). Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. рублей (оптовые торговцы, владельцы кораблей и т.д.) с 1832 года стали почётными гражданами, Потомственные граждане, в свою очередь, подразделялись на потомственных и личных. В просматриваемых метрических книгах увидела запись об обряде крещения, в котором участвовали личный почётный гражданин, проживающий в с. Кабанск, Стефан Яковлевич Ерокенинъ и его законная жена Елена Николаевна.
Имя и звание селенгинского купца Евлампия Несторовича Красикова и купеческой жены Ольги Михайловны Красиковой не раз встречались при крещении кабанских младенцев, также как и имя сына купца г. Иркутска Михаила Васильевича Свиньина.
Мещанство – основное городское податное сословие в Российской империи. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а переезжать в другие - с разрешения властей.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. В середине 19 века мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 года - от подушной подати. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной. Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им… Вот почему в Метрической книге назван Мензенский мещанин Тимофей Павлович Кожевников – то есть он был приписан к Мензенскому обществу мещан, очевидно, имел временный паспорт, поскольку выбыл за пределы своего общества. Так же как и мещанская дочь г. Иркутска Анна Евдокимовна Миронова, по всей вероятности, специально прибыла из Иркутска на крещение младенца жителя Кабанск.
С большим удивлением прочитала в метрических записях 1890 года об уволенном в запас из армии старшем летчике Мартыне Стефановиче Глазунове. Какой летчик у нас в Кабанске, ведь это же 1890 год?! Но факт – упрямая вещь, и архивный работник подтвердила: да, действительно, написано: «летчик». Он был воспреемником при крещении младенца в нашей Кабанской Христорождественской церкви. Воспреемник – это, в современном житейско-церковном понятии, - крестный отец ребенка.
А кем же были, с точки деления на сословия, коллежский секретарь Александр Погидаев, секретарь Селенгинского полицейского управления Лука Осипович Седуновъ, жена пристава 1-го стана Селенгинского уезда Анисия Алексеевна Прошарнинская, старший унтер- офицер из мещан Уфимской губернии Пётр Алексеевич Коренев, уволенный в запас из армии Томской губернии Григорий Игнатович Тарабыкин, отставной солдат Ефим Иванович Полынцев и законная жена Анна Кифоровна, сын старшего военного фельдшера Иван Андреевич Вайнер, надсмотрщик Кабанской почтово-телеграфной конторы губернский секретарь Павел Дмитриевич Ткаченко и дочь чиновника Мария Ивановна Баринова, боярский конвойный командир Иван Иванович Константиновъ, оседлый инородец Алексей Захарович Пермяков, помощник начальника Кабанской почтово-телеграфной конторы коллежский регистратор Дмитрий Александрович Костырь? Вероятнее всего они относились к мещанам.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80% населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство городов, освоение Сибири, других новых земель и т.д. Именно крестьяне, как рекруты, составляли основную массу вооруженных сил.
О людях крестьянского сословия большинство записей в метрических книгах Кабанской Христорождественской церкви о совершении таинств крещения, брака, смерти. Вот, например, 20 февраля 1890 года произошло таинство крещения рожденной Валентины у крестьянина Кабанского уезда Григория Ефимовича Рыжкова и законной жены Гулиты Федоровны, 1 сентября 1890 года у крестьянина Кабанского уезда Василия Александровича Каширихина и его законной жены Февронии Версановлиевны, воспреемником был крестьянин Кабанского уезда Дормидонт Харитонович Каширихин. Встречаются упоминания о крестьянине Кабанской волости забайкальской области Селенгинского округа Иннокентии Матвеевиче Нечаеве, крестьянской дочери Александре Ивановне Мертвецовой, крестьянах Кабанской волости Иване Игнатовиче Шадрине, Павле Семёновиче Каширихине, Анне Петровне Портнягиной, крестьянской дочери, девице Евгении Николаевны Оскорбиной, Георгии Владимировиче Флорове. Да, действительно, написания некоторых кабанских фамилий отличаются от современных: Флоров, Бусойков-Фролов, Бусовиков. Может быть, это ошибки дьячков, которые вносили записи в метрические книги, а может быть, такие фамилии и были.
Об этом думалось над древними записями. Радостно прочесть фамилию, которая знакома с детства… Может быть, среди названных фамилий , кто и встретит упоминания о своих прапра - дедушку и бабушку и проснётся интерес к истории своей семьи.
Михайлова Галина Георгиевна,
п. Селенгинск 

Who's new

  • sadmin