Navigation

Престольные праздники Твороговского поселения.

Мертвецова Ольга, учащаяся 11 кл. МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»; Руководитель: Мухина Марина Сергеевна, учитель образовательной области «Искусство»

Престольные праздники Твороговского поселения.

Обычаи и обряды, связанные с ними

Традиции – это все то, что переходит от одного поколения к другому, все то, что этим новым поколением наследуется. От поколения к поколению наследуются и праздничные традиции. Во время различных празднований людьми соблюдаются определенные «обычаи» и «обряды». Праздничные традиции уходят своими корнями вглубь веков. Они переплетаются, дополняя друг друга, охватывают весь годовой цикл. До сих пор распространены «праздники престольные» (см. приложение I). Возросший интерес к этим праздникам в последние годы требует уделить внимание тому, какие традиции существовали в данной местности, что явилось истоками этих празднеств, каковы были их функции и как изменялись роль и функции праздников в советский и постсоветский периоды.

Традиционные престольные праздники русских в конце XIX – начале XX в.в., их особенности и место в общерусской традиции. На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным.

Такие праздники считались, наряду с Пасхой, главными праздниками и справлялись обычно всем приходом, т.е. группой деревень, население которых было приписано к храму, или всей волостью, административно – территориальной единицей, обычно совпадавшей с приходом. Они пользовались особой популярностью среди жителей данной местности. Обычно престольные праздники отмечались несколько дней. На них съезжались гости и родственники из соседних деревень. В каждом селе на престольный праздник готовились традиционные блюда.

В больших приходах праздник длился одну и даже две недели, в течение которых он отмечался поочередно в каждой из деревень прихода или, как говорили крестьяне, «переходил из деревни в деревню». Наряду с престольными праздниками всего прихода или волости, каждая деревня или группа деревень отмечала также дни святых, которым были посвящены пределы храмов. Такая система приводила к тому, что фактически каждая деревня имела в году не менее двух престолов, один из которых приходился на осенне-зимний период, а другой на весенне-летний.

Первый день начинался с официальной религиозной части, неизменной на всем пространстве России. Он включал в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Крестный ход с выносом иконы святого, день памяти которого праздновался, шел обычно по деревне, и вокруг нее, заходя на поля. При этом священник окроплял святой водой дома, надворные постройки, источники воды, поля, домашний скот.

Мирская часть праздника состояла главным образом из приема гостей, проведения трапез и всеобщего гуляния по деревне. Прием гостей и всех «заезжих людей» считался одной из важных сторон престольного праздника, без которой его было даже трудно представить. Гостями считались родственники, близкие и дальние, до седьмого колена, а также свойственники, т.е. родственники родственников. Посещение родни считалось делом обязательным, а уклонение от этого рассматривалось как нанесение обиды всему роду.

Хозяева праздника должны были заботливо принять всех этих людей, накормить их до отвала, хорошо напоить, дать им ночлег. Принято было считать, что приезжие, «званые и незваные», оказывают своим посещением деревне честь, а многолюдие праздника расценивалось как признание всеми ее гостеприимства и богатства. Трапеза начиналась после обедни или крестного хода и заканчивалась поздно вечером. Продолжалась она и на следующий день. Это было необходимым условием каждого престольного дня. Она устраивалась в каждом отдельном доме его хозяевами для своих гостей. Однако во всех местностях России существовал обычай, по которому гости вместе с хозяевами, попировав, переходили на пиршество к соседям, обходя иногда за день чуть ли не всю деревню. Наряду с этим во многих селах проводилась в складчину общая трапеза жителей, гостей и людей, приезжавших со стороны.

По русскому обычаю, праздничная трапеза должна была быть обильной едой и напитками, а качество и разнообразие подаваемых блюд значительно превосходить обычные деревенские обеды. Каждый хозяин старался следовать традиционному правилу «про гостя хорошее, про себя поплоше». Выставляя на стол огромное количество еды, пива, водки, хозяева тратили зачастую последние копейки, оправдывая себя тем, что «целый год корпели, да потели, хоть досыта попили да поели. Самой большой похвалой хозяину было утверждение, что гость едва добрался до постели и еле пришел в себя на следующий день. Пить никого не заставляли, но просят вот так: «Вы хоть не пейте, да рюмочку опрастайте».

Гулянье, в обязательном порядке входившее в программу праздника, представляло собой уличные развлечения подгулявших гостей и хозяев. Оно состояло в хождениях по улицам групп людей, разглядывавших публику и показывавших себя, во встречах и разговорах давно не видевших друг друга родственников и знакомых, в пении песен под гармошку, в плясках, «с топотом и свистом под говор пьяных мужиков».

Особенную радость в эти престольные дни доставляла возможность походить по ярмарке или базару, разворачивавшему свои торговые ряды, балаганы, послушать крики зазывал, купить нужный или ненужный товар, сласти, орехи, пряники.

Постоянным явлением всех престольных праздников были также драки между своими и чужими мужиками, пришедшими специально с этой целью на праздник. В драках выливался весь мужской задор праздника, снималась агрессивность опьяневшего от пива и веселья мужчин.

Структурно-функциональная характеристика престольных праздников Твороговского поселения. Как удалось выяснить в ходе проведенного исследования, престольные праздники в селах Твороговского поселения (Шигаево, Мурзино, Творогово) условно можно разделить на две группы: «главные» и «престольные для одного села». Проходят они в такой последовательности:

Праздник во имя иконы Казанской Божьей Матери («Казанская») – 4 ноября;

Девятая Пятница (Параскева Пятница) – на девятую пятницу после Пасхи;

Праздник во имя святых Кирика и Улиты - 18 июля;

Праздник во имя святого Прокопия Праведного («Прокопий») – 21 июля;

Праздник во имя иконы Божией Матери Споручницы грешных («Пору[ш]ница») – 11 июня.

Главный престольный праздник – «Казанская» – отмечался во всех селах Твороговского поселения. История возникновения этого праздника связана с храмом Казанской Божьей Матери, прихожанами которой являлись все жители близлежащих сел.

Праздник начинался утром. В церкви совершалась главная часть праздника - божественная литургия, а затем начинался крестный ход. Из храма торжественно выносили икону. В сопровождении прихожан и священства ее несли два человека, добровольно принявших на себя определенный обет: нести икону, как царицу, впереди крестного хода в продолжение всей церемонии. Крестный ход выстраивался в определенном порядке: вслед за главной иконой шли прихожане с фонарем, крестом, хоругвями, иконами; далее священство с кропилом, символически освящая святой водой пространство, по которому следует крестный ход, затем – хор и, наконец, поток людей, верующих и любопытствующих. Процессия торжественно обходила храм, а затем шла через всё село. Окропление святой водой не прекращалось во время всего следования процессии: священник окроплял всех, кто «выныривал» перед ним из-под иконы; дорогу, по которой идет крестный ход; улицы и дома села, всех встречных…

Затем крестный ход возвращался к храму. Икону поднимали на крыльцо, разворачивали ликом к молящимся, и все поочередно, приложившись к иконе, проходили под ней в церковь, где начиналась праздничная служба.

Отмечался праздник два дня. После службы все спешили на веселую ярмарку. Собиралось все село, гуляния длились до позднего вечера, жгли костры и пели песни. Гости переходили из одного дома в другой. Причем «во второй день хозяйки отправляли ребятню зазывать гостей, чтобы в их дом гости пришли первее»[1] Готовили стол. Традиционными были «рыбные и мясные котлеты, холодец, компоты, хворосты. Если у кого были курицы или поросята готовили их».[2]

В 1811 году был освящен второй этаж Богородице Казанской церкви с.Творогово во имя святой Мученицы Параскевы. С этого момента, вероятно, и стали отмечать праздник Девятой Пятницы (Параскевы Пятницы), который стал вторым престольным праздником для всех прихожан церкви.

Отмечали Параскеву три дня – пятницу, субботу и воскресенье. Главным элементом праздника была икона. В пятницу и субботу икона была в церкви, здесь же происходили службы, а на третий день – в воскресенье, ее переносили на кладбище. Перед этим устраивался крестный ход вокруг села, обходили и поля с иконой, пением молитв, прогоняли под иконой и скотину, ходили к реке. После Параскевы Пятницы, в воскресенье, ходили на кладбище, поминали умерших. Даже на кладбище в этот день царила праздничная атмосфера.

В дни праздника, также как и на Казанскую, ежегодно устраивалась ярмарка, во время которой площадь перед храмом заполнялась возами с самыми разнообразными товарами. Пели песни [3], готовилась обильная пища.

Помимо основных престольных праздников в селах Шигаево и Мурзино существуют свои «престолы».

Так престольным праздником села Мурзино является «Прокопий», который жители села отмечают 21 июля. В этом селе стояла небольшая часовня во имя Прокопия Праведного.[4] Среди образов часовенного иконостаса икона Прокопия, наряду с иконой св. Параскевы Пятницы, входила в число наиболее почитаемых.

На Прокопия делили луга, которые по какой-то причине оказались бесхозными. Обязательным был запрет на работу до обеда. “Один мужик нарушил запрет – ему медведь встретился, еле убежал”, “женщина, говорили, пошла на Прокопия с утра работать, а назавтра и померла” – такие воспоминания встречаются среди жителей Шигаево, Творогово, Мурзино.

Традиционным в этот праздник считалось встретить и угостить гостей, которые приходили отметить престол. Считалось, что гости приносят благополучие в дом хозяев.

В селе Шигаево помимо двух основных отмечают престольные праздники, которые оказались разными для жителей, проживающих на одной улице. Так одна часть отмечает престольный праздник Кирика и Улиты, а другая – Порушницу.

Как удалось выяснить, связано это с тем, что ранее рядом с селом Шигаево находилось село Меркушово. И именно меркушовцы отмечали 11 июня Порушницу.

В часовне в этот день проводилась праздничная служба, после которой начиналась мирская часть праздника.

К иконе «Споручница Грешных» обращались женщины, когда не могли долго забеременеть, а также с молитвами о защите детей или “если дети не стояли”, (т.е. рождались мертвыми или умирали в младенчестве). Как рассказала нам Бабинцева С. «В настоящее время матери военнослужащих обращаются к Порушнице с молитвами о защите своих сыновей, находящихся в горячих точках». Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что давние традиции не утрачены полностью.

 Престольным праздником остальных жителей с.Шигаево является праздник Кирика и Улиты, который отмечается 18 июля. В этот день родственники ходили друг к другу в гости. Наряжались во все самое лучшее, новое. Дети и взрослые качались на качелях, которые мужики делали специально к этому празднику, пели песни, частушки, играли в игры. Самыми популярными играми среди молодежи были «Лапта», «Бабки» (игра в кости), «Прятушки».

Таким образом, как и во всех регионах России, для местных престольных праздников характерными были две составные: это религиозная и мирская часть. В дни главных престолов обязательным был крестный ход. В другие престолы праздничная служба проходила в часовнях деревень, где отмечался праздник. Мирская часть состояла из ярмарки, которая проводилась на главные престольные праздники, и обильной трапезы и веселья. В дни праздников запрещалась работа, которая истолковывалась как непочитание названных святых, за что виновные бывали наказаны.

Примерно с начала 1930-х гг. эти традиции стали забываться. Связано это, прежде всего с разорением Богородице Казанской церкви и разрушения часовен. Однако утрачена была только религиозная часть, а мирская, претерпев изменения, сохранилась до сих пор.

С конца 1980-х гг. XX века происходит усиление интереса к народным традициям, возрастает активность религиозных организаций, увеличивается роль средств массовой информации, учреждений науки, культуры и образования в распространении знаний о фольклоре и возрождении народных праздников. С 2000 года (дата начала восстановления свечной лавки храма Казанской Божьей Матери) в с.Творогово возродилась традиция крестного хода, который проводится ежегодно в престольный праздник Казанской Божьей Матери, а в дни других престольных праздников проходит праздничная литургия.

Престольные праздники играли очень большую роль в жизни русской деревни. Они способствовали сохранению и укреплению семейно-родственных, соседских и земляческих связей, предоставляли возможность общения с множеством разных людей, позволяли, благодаря прибытию на праздник людей "со стороны", получать информацию о жизни в далеких от своего села местах, о событиях, происходивших в стране. Кроме того, престольные праздники давали психическую разрядку людям, озабоченным житейскими проблемами, занятым весь год тяжелым физическим трудом.

В процессе исследования было выявлено, что для местных престольных праздников характерна та же схема проведения, были обнаружены общие черты и в праздничных обрядах.

Проследив некоторые праздничные традиции прошлого, приходим к выводу, что не все обычаи, связанные с этими праздниками утеряны, многие из них сохранились до сегодняшнего дня. Они способствуют развитию и укреплению духовного единства между поколениями. Однако широкого распространения среди населения они не имеют. Для того чтобы связь между поколениями не терялась, необходимо возрождать забытые традиции. Это, несомненно, будет способствовать укреплению родовых связей и возрождению забытых порядков, это будет шагом на пути в будущее.

В работе собраны факты, связанные с проведением престольных праздников. Эти факты никогда не фиксировались на бумаге, они сохранялись только в памяти людей, бесконечном, но не вечном источнике информации. Данная работа поможет сохранить часть истории проведения престольных праздников, часть традиции, часть культуры. В перспективе, используя материалы, собранные в процессе данного исследования, в школьном музее планируется открытие экспозиции по теме: «Престольные праздники Твороговского поселения», а также издание брошюры для распространения среди местного населения.  

Литература

  1. Данилова, Г.И., Мировая Художественная Культура / Г.И. Данилова – М: Дрофа, 2006. – 396 с.
  2. Денисова, И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских / И.М. Денисова. - М., 1995.
  3. Любимов, Л. Искусство древней Руси / Л. Любимов. – М: Просвещение, 1981. - – 336 с.
  4. Виды общественных праздников и их роль в жизни русского сибирского села в XX веке // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сборник статей. – Омск, 1996. – с.39-42.
  5. Круглый год: русский земледельческий календарь – М.: Просвещение, 1989. – 185 с.
  6. Медкова, Е. Воплощенная первопричина // Искусство: учеб.-метод. газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. – 2008. - № 5 (389), 1-15 марта. – с. 23.
  7. Новая иллюстрированная энциклопедия – М.: Мир книги, 2005., Т.10. – С. 255.
  8. Православие в Забайкалье: история и современность: сб. статей, посв. 110-летию учреждения Забайкальской епархии и 10-летию возрождения Читинско-Забайкальской епархии – Чита: Экспресс-типография, 2004. – 69 с.
  9. Славянская мифология: энцикл. словарь. - М.,1995.

[1] Со слов жительницы села Творогово Шайдуровой П.Л.

[2] со слов жителей села

[3] особенно популярными были песни: «бедное мое сердце, зачем его ты взял?», «На Муромской дорожке» и др. со слов жительницы с.Мурзино Кузнецовой М.

[4] есть и другая версия происхождения этого праздника. См.свидетельства очевидцев

Who's new

  • sadmin