Navigation

Часовенский род Ехэ шоно

Бабушкин Сергей Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, отличник просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РБ, г. Улан-Удэ.
Часовенский род Ехэ шоно
                                                                                                                                                                  История предков всегда любопытна
                                                                                                                                       для того, кто достоин иметь Отечество.
                                                                                                                                                  Н.А. Крамской
Много ли Вам известно об истории собственной семьи? Почти каждый может немало рассказать о своих родителях, бабушках, дедушках, но жизнь представителей более старших поколений, как правило, скрыта от нас пеленой полного неведения.
Говорят, что человек живет, пока о нем помнят. К сожалению, в XX веке память о своих предках утратила для большинства былую ценность. Чем вызвано это явление? На протяжении веков семейные традиции управляли жизнью людей, замкнутых в изолированных социальных группах. Сын – дворянин еще в детстве узнавал от отца, чем прославили его род пращуры. Память об ушедших поколениях сохраняли и представители низших сословий. На Руси издревле существовали династии кузнецов, гончаров, портных. На примере предков, бывших мастерами, родители воспитывали детей. Преобладание мужчины в доме, естественно приводило к тому, что значение имели преимущественно родственные связи по отцовской линии.
За многие столетия ситуация изменилась полностью, общество перестало быть патриархальным. Сын уже не обязан, как прежде продолжать дело отца. Утрачено понятие родового гнезда, где жили и умирали деды и прадеды. Люди живут принципу «рыба ищет, где глубже, а человек где лучше».
В России перелом начался в 20-е годы XX века, когда представителей высших классов уничтожали и изгоняли из страны, а массы крестьян в поисках лучшей доли переселялись в города. За 1928-1932 годы из деревни в города уехали около 12 миллионов человек, началась эпоха советских коммуналок, несколько миллионов из высшего класса были изгнаны или уничтожены.
Революция, коллективизация и война уничтожили патриархальное устройство семьи, которое начиная с конца 1940-х годов стало детоцентристской. Главное для родителей в такой семье – обеспечить благополучие детей. Люди, прожившие свой век в коммуналках, хотели, чтоб их чадо получило хорошее образование, приобрели квартиры, в сущности, детоцентристская семья была матриархальной, поскольку только мать готова пойти на любые жертвы, лишь бы ребенок жил лучше.
Уже у второго поколения горожан (я имею в виду детей бывших крестьян) их деревенские родственники не вызывали особого интереса. В следующем поколении эта связь ослабевала еще сильнее или вообще терялась.
Да и семьи становились другими. В последние десятилетия возник новый ее тип – партнерский. В такой семье существуют равноправные отношения, а стабильность брака зависит только от отношений между супругами. Появлению этой семьи способствовала экономическая самостоятельность женщин, улучшение их социального положения. С другой стороны, имело значение изменение ценностной ориентации: коллективизм уступил место индивидуализму.
Может быть, генеалогия вообще не нужна в современном обществе? Сплошь и рядом гражданские браки (раньше это называли сожительством), семьи чаще всего неполные. Для представителей старших поколений, утверждение «долг каждой женщины стать матерью, а обязанность любого мужчины растить детей» было неоспоримой истиной. А какова ситуация сейчас? В конце 90-х годов прошлого века на вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» утвердительно ответили лишь 20% петербургских женщин, какие могут быть родословные?
Народ мы или население? Слово «народ» подразумевает, что цель человеческого существования – создание семьи и продолжение рода, воспитание детей в духе национальных, культурных традиций.
Жизнь рода – частица народной жизни, и безразличное или того хуже неуважительной отношение к своим предкам, презрение к их заветам превращают нас в «Иванов, не помнящих родства», в безликое население, у которого может быть только одна судьба – «взять от жизни все» и сгинуть не оставив следа.
Но история бурят улуса Часовено Кабанского района говорит о том, что кабанские буряты неплохо знают историю своих предков, т.е. историю своих родов. Например, в Часовено известны роды Ехэ шоно, Абзай, Нохой ураг, Хэнгэлдэр и т.д.
Среди них наиболее многочисленным является род Ехэ шоно (Большой волк). Представителями этого рода являются семьи Бабушкиных, Хамагановых, Данеевых, Масаевых и т.д. Подробнее остановлюсь на истории семьи Бабушкиных. Наиболее древний предок Шабаан родился (≈ 1563) → Баhан (≈ 1596) → Шэшуу (≈ 1629) → Ивашха (≈ 1662) → Иван (≈ 1695) → Собася (Савелий) (≈ 1728). Последний является  наиболее известным и уважаемым предком, которого почитают как основателя рода современные семьи Бабушкиных, Пилеевых, Мурзиных, Халбашкеевых, Масаевых, Архиповых и Хамагановых.
Основатель семьи Бабушка родился в 1827 году, его сын Василий родился в 1860 году, его жена Евдокия (1861 - 1957), т.е. прожила 96 лет. Их сын Бабушкин Матвей Васильевич (1885 - 1957), прожил 72 года. Его жена Бабушкина Улахай Татаровна (1890 - 1928), т.е. прожила 38 лет и умерла при рождении 11-го ребенка. Из них выжили и стали взрослыми 3 ребенка: Евдокия (1915-1999), Софья (1919-1995) и Михаил (1926-1997). Михаил в 17 лет был призван на фронт, прослужил в армии 7 лет, по возвращении домой в 1950-м году работал в колхозе рыбаком, мотористом бригады, трудился на лесозаготовках несколько лет.
В 1959 г. Михаила Матвеевича избрали председателем колхоза им. Карла Маркса в селе Ранжурово. На этой должности он проработал до 1968 года. Колхоз в это время добывал много рыбы и председатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, Михаил Матвеевич имеет орден Отечественной войны за участие в боевых действиях против Японии в 1945 году.
Сегодня наиболее молодые Бабушкины это Анастасия 1995 года рождения, Доржи 1998 г.р., Сергей 1998 г.р., Надежда 2007 г.р., Владимир 2007 г.р. они продолжают род Бабушкиных.
В новой книге «Часовенский род Ехэ шоно» даны краткие сведения о семьях Бабушкиных, Мурзиных, Данеевых, Поселеновых, Масаевых. В качестве примера - краткие биографии членов семьи Данеева Василия Александровича 1920 г.р. из улуса Часовено.
Василий был одаренным человеком, обладал великолепным математическими способностями, фронтовик, прошел всю войну, участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии, Югославии и встретил победу в Вене в качестве начальника радиостанции дивизиона. После войны блестяще окончил Иркутский горный институт и трудился горным инженером в сложнейших условиях на многих золотодобывающих рудниках Сибири, Дальнего Востока, Монголии, при этом занимал должности директора или главного инженера. Где бы он ни трудился, всегда пользовался авторитетом и уважением коллег. Он с супругой вырастил 5-х детей. Старший - Александр 1951 г.р., талантливый математик-программист, неоднократно побеждал на республиканских и областных олимпиадах по математике и физике. Окончил специализированную физико-математическую школу для одаренных детей при Новосибирском университете, является выпускником механико-математического факультета Новосибирского госуниверситета. В настоящее время работает доцентом Института математики и информатики БГУ. Александр - бессменный тренер команды студентов-программистов БГУ, которая неоднократно занимала призовые места на российских и международных олимпиадах.
Второй ребенок – Лариса родилась в 1953 году, она окончила механико-математический факультет Томского госуниверситета, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии, заслуженный учитель Республики Бурятия, почетный работник высшего образования Российской Федерации. В настоящее время Лариса Васильевна занимает должность директора управления довузовской подготовки БГУ. Автор более 70 научных трудов. Область научных интересов – геометрические многообразия и методика преподавания математики. Более 20 лет ведет занятия в математических классах лицея №9, школе №2 г. Улан-Удэ, в настоящее время работает над докторской диссертацией.
Третий ребенок – Алексей, родился в 1956 году, полковник милиции, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник правоохранительных органов Республики Бурятия, почетный сотрудник МВД России, почетный сотрудник полиции Монголии.
Четвертый ребенок – Татьяна – родилась в 1959 году, окончила специализированную физико-математическую школу для одаренных детей при Новосибирском университете, выпускница механико-математического факультета НГУ, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики, автор более 80 научных трудов, в настоящее время работает над докторской диссертацией.
Пятый ребенок - Анна родилась в 1966 году. Выпускница кафедры романо-германской филологии Харьковского госуниверситета, ныне проживает в США, работает экономистом фирмы, свободно владеет 4 иностранными языками.
Вот краткие сведения о некоторых представителях рода Ехэ шоно (Большой волк) из улуса Часовено Кабанского района. 
Персоналия: 

Who's new

  • sadmin