Navigation

Богородице-казанская церковь в селе Творогово

Топонимия: 

В начале 18 века, в 1730-х годах селение Творогово являлось вотчиной Троицко-Селенгинского монастыря и насчитывало 29 дворов. До сооружения каменного храма в Творогово для отправления религиозных треб православного населения действовала деревянная церковь. Так в материалах Верхнеудинского духовного правления имеются данные, датируемые 1791 годом, где говорится о необходимости перекрытия в Твороговской слободе церковной крыши купцами, мещанами и цеховиками этого селения. Творогово, как одно из старинных русских поселений у Байкала, имеющего духовные традиции, по мере основания села, отстроило в середине 18 века, а возможно ранее деревянный храм. Дальнейшая судьба здания этой церкви неизвестна, видимо, на месте деревянного храма и было начато сооружение каменной церкви.

По поводу строительства Твороговской церкви имеется упоминание в клировой ведомости этого прихода, где говорится, «церковь заложена в 1809 г. И отстроена в 1811 г. усердием боголюбивых дателей». В другой ведомости обозначено, что в 1907 году 13 мая было отпраздновано столетие закладки храма, накануне проведено Всеношное бдение, прихожанами предпринят торжественный крестный ход вокруг храма, приглашены священнослужители из соседних деревень. Скорее всего, храм был заложен в 1807 году, 13мая и в течение четырех лет отстроен его первый этаж, нижний предел во имя святой Мученицы Параскевы. Второй этаж, его верхний предел был завершен только в 1835 году, его освящение во имя Иконы Казанской Божией Матери, прошло 8 мая 1835. На этот счет сохранилось предписание Верхнеудинского духовного правления, где говорится, что «…сей новоустроенный храм… по чиноположению соборном на новом Святом Антиминсе, «освятить в какой либо, седимичный день Красного Воскресенья». Таким образом, закладка храма была осуществлена 1807 году, в 1811 году отстроен его нижний предел, а в 1835 завершено строительство всего храма». Престолов в ней было два: в нижнем этаже – «теплый» во имя св. Мученицы Параскевы (освящен в 1811 г.», в верхнем – «холодный» во имя Иконы Казанской Божией Матери (освящен в 1835 г.) Для строительства Твороговской церкви моральным и техническим подспорьем явилось то, что в те времена, в окрестных русских селениях Забайкалья, строились каменные храмы монастырей и церквей. Так, рядом, в Кабанске в 1806 заложен Христорождественнский храм, закончено его сооружение немногим раньше Твороговской в 1831 году. Возможно, строительные бригады были едины, хотя документальных подтверждений этого нет. Площадь, занимая зданием церкви, представляла собой «пространство земли в длину пятнадцать, в ширину пять саженей». Вся церковь с алтарем, колокольней, куполом, крыльцом покрыта листовым железом, окрашенным зеленой краской на месте. Церковные строители уделяли большое внимание покрытию листового железа маслом, обычно широко применялось конопляное. Вследствие такой окраски, вероятно железо не подвергалось коррозии и сохраняло первозданный вид в течение длительного времени. Купола церкви увенчивали кресты, позолоченные листовым золотом. Существовал широко распространенный прием при строительстве православных храмов, когда использовалось листовое железо для крестов или наносилась золотая пыльца на лист железа, так называемая гульфарба. Здание храма выстроено довольно больших размеров, для такого небольшого села, как Творогово. Первый этаж, будучи теплым приходом, имел 30 окон с железными решетками, закрывающихся на деревянные ставни. На втором этаже по всему фасаду здания было 15 окон без решеток и ставней. Кровлю главного купола по синему фону украшали звезды. При общей традиционности пространственной взаимосвязи масс трактовку колокольни и алтаря отличают новые черты. Впервые алтарь в плане не граненный, а полукруглый, что соответствовало древним требованиям церковных властей. В архитектуре колокольни, тоже впервые, отсутствует след деревянного зодчества. Богородице – Казанская церковь, построенная в стиле русского классицизма, является свидетельством того, что здесь на сибирской окраине России, архитектура развивалась в общем, русле отечественной культуры. Внешний вид храмов бывает различным, в виде креста, круга или корабля. Храм Твороговской церкви напоминает по своему внешнему облику корабль с тремя величественными куполами, с сияющими на солнце золотыми крестами. Наличие множества окон придает храму некую воздушность. Алтарь в восточной части храма, колокольня с проемами и устремленный ввысь шпиль с крестом делают храм сооружением, ниспосланным свыше. Не обнаружено достоверных сведений обо всех производимых ремонтах здания храма. Которые могли дать исчерпывающую информацию по строительной части. Есть упоминание о ремонте, произведенном в 1904 году, когда были покрашены потолки, просветы между окон белой краской, стены светло-голубыми, а полы желтым. Интересная деталь – в это же время был расписан потолок по карнизу девятью заповедями. Скорее всего, это нововведение в росписи интерьера, так как в ранних документах не имеется сведений по этим живописным работам. Внутреннему убранству храма уделялось большое внимание, как месту воздействия на умы и сердца верующих. Именно здесь человек должен чувствовать всю красоту мира. Твороговская церковь не была исключением. Из скупых сведений по интерьеру можно представить себе храм в высоком понимании его назначения. Алтарь обычно отделяется от средней части храма сплошною стеною, уставленной иконами. Алтарь в верхней части церкви состоял из престола в указанною меру, со святым антиминсом, жертвенником из простого дерева. На горнем месте икона Богоматери неувядаемый цвет – с предвечным младенцем, в серебро позлащенной ризе с таковым же венцом на ризе. В венце стразы и девять разноцветных камней, в руке у Богоматери ветка из стразов, на младенце венец серебряный вызолоченный запарным золотом. Эта икона находилась в середине престола и была убрана драгоценными камнями и позолотой.

Ризница в церкви, как своего рода хранилище, по которому судят о благосостоянии храма, прежде всего по составу богослужебных книг. Твороговская церковь выписывала ежегодно журналы «Странник» и Епархиальные ведомости. Основу библиотеки составляло собрание Евангелий. В церкви было 4 экземпляра Евангелия. Одно из них издано в Москве в 1800 году. Верхняя часть издания из серебра, на середине изображен Воскресший спаситель, по углам на финифти четыре евангелиста, пять икон в сиянии страз, нижняя дека покрыта малиновым бархатом. Церковная утварь Твороговского храма представляла значительную художественную ценность. В описях сохранилось описание ризничных ценностей, это – кресты, позолоченные с изображением на финифти распятия, обложенные стразами в виде сияния. Из священных сосудов потир серебряный, позолоченный, с 8 иконами на финифти с чеканным подносием при нем. Имелись подсвечники, медные, посеребренные, весом от 6 до 9 фунтов каждая, всего их было 7. Поражает описание паникадила, находившегося в верхнем алтаре, медная, посеребренная о трех подставках с 21 подсвечником, весом 25 фунтов. Ажурные паникадила с сиянием 21 свечей оставляло неизгладимый след во взорах верующих, устремленных на иконы. Лампад беломедных с цепями было 5 в верхнем приделе, в нижнем-8. Священнические одежды, хранящиеся в ризнице, были отделаны парчой и драгоценными камнями и соответствовали общепринятым установлениям, нисколько по богатству и роскоши не уступали храмам городских церквей.

Для Твороговской Богородице-Казанской церкви было положено притча по штату 1869 года – один священник, диакон и псаломщик. Земли 2 десятины, сенокосной 55 десятин, отведенной в 1858 году. В пользу притча от прихожан жертвовалось 468 пудов хлеба зерном, священнику от казны полагалось – 137 рублей, псаломщику – 31 рубль,диакону – 39 рублей. Дома для священника и диакона были выделены жителями села, а псаломщик жил в собственном доме. Церкви принадлежали дома, это караулка в церковной ограде, восемь деревянных торговых лавочек и один деревянный дом в Шигаево. Эти дома отдавались в аренду, и церковь получала ежегодный доход около 100 рублей. Так же доходную часть составляла аренда хлебопахотной земли, пожертвованная в пользу церкви, крестьянином Власовым В.Н. Обрабатывали землю местные крестьяне. Кружечные и кошельковые сборы приносили определенный доход, так в 1917 году поступило 52 рубля по этой статьи дохода, то продажи свеч 1481 рубль и 300 рублей билетами. По сравнению с другими приходами Твороговская церковь выглядела состоятельной. Во главе Твороговской церкви находились священнослужители и крестьяне, исполнявшие должность старосты, люди достойные. Это подтверждают документы. В церкви аккуратно велся богослужебный журнал, где записывались все службы, справляемые в храме. В конце 18 столетия служил священником Петр Григорьев Шергин, скончался в 1810-1815 годах в возрасте 74 лет. В 1864 – 1877 годы служил Филипп Корнаков, Никита Лукин Попов – служил с 1904 по 1917 год, 6мая 1914 года награжден камилавкой. В 1900 году священником был Сергей Павлович Сокольников, сын крещеного бурята. Родился он в 1874 году в селе Кабанск, закончил Иркутскую духовную семинарию в 1897 году. Петр Филиппов Корнаков – пономарь, утонул 29 июля 1869 года в озере, «ехавши с рыбой из Степного Дворца в Тварогово». Иоанн Васильев Рещиков – исполнял должность псаломщика с 14 января 1904 по 1910-е годы. Церковными старостами были: Григорий Ларионов Перевозников, крестьянин, в 1863-1865 годах; Стефан Корытов, крестьянин, в 1861-1871 годы; Василий Власов, крестьянин, в 1878-1880 годы; Гавриил Авакумов Кузнецов, крестьянин, в 1890-1896 годы. Должность диакона занимал Илья Иннокентьевич Корнаков, сын священника из села Кудара. Псаломщиком был Василий Петрович Решиков, сын дьячка, имеющего собственный дом в Творогово. Среди священнослужителей церкви были высокообразованные люди. Так священник Никита Попов был награжден бронзовой медалью за участие в первой Всеобщей переписи населения в 1891 году в качестве заведующего переписным пунктом. В селе Творогово в начале 20 века проживало 770 человек, из них 389 мужчин, 389 женщин, крестьянских дворов насчитывалось – 110, военных – 20, мещан – 5 и духовных – 3. Помимо православных жителей этого села, в число прихожан входили жители сел – Колесово, Шигаево, Меркушевского, Мурзиновского, Рыковского. В Шигаево находилась часовня, построенная в честь святых Мучеников Кирика и Улиты; в Меркулово часовня во имя Божей Матери Споручницы Грешных, а в Мурзиновском селении в честь Святого Праведного Прокопия. В других селениях, в Рыково- в честь Преображения Господня, а в Колесово- Ильи Пророка. Во всех часовнях в дни праздников служили молебен. В дни больших церковных праздников и для выполнения обрядов прихожане приезжали в Богородице – Казанскую Твороговскую церковь. Из этих деревень только Колесово к 1907 году сумела отстроить новую церковь и обрести самостоятельный приход. 

Источник: 
Материалы представлены Твороговской сельской библиотекой и общественной комиссией по восстановлению Твороговской церкви

Who's new

  • sadmin