КУЛЬТУРА
Error message
Deprecated function: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in drupal_get_feeds() (line 394 of /home/fr1346/public_html/includes/common.inc).
По своему быту, по уровню хозяйства и культурному развитию кударинские улусы ничего общего не имеют с дореволюционными поселениями. Значительно улучшилось материальное благосостояние населения. Ныне прежний бедняк не живет в дымной, прокопченной избенке с земляной крышей. И народ сейчас не тот. Теперь на свободной земле процветает труд радостный, труд созидательный. Выросло много замечательных передовиков колхозного и совхозного производства. Цель работы «Страницы из жизни бурят Кударинской степи» — кратко рассказать молодежи о бытии байкало-кударинцев в дореволюционное время. Изучая прошлое, мы лучше ценим настоящее
Географическое расположение Байкало-Кудары (близость Байкала, устье реки Селенги) определяют и хозяйственные занятия её жителей. Кударинцы - потомственные , рыболовы, охотники, землепашцы, скотоводы. И именно с особенностями быта, хозяйствования, промысловой деятельности и связано в основном формирование диалектов.
Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность ее пантеона. "Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему.
Иркутский ученый Александр Карнышев написал книгу о превращениях Байкала. В ней он убедительно доказал, что коренные жители озера по своей психологии более близки японцам, чем россиянам. Также он показал на примерах, почему, отправляясь на озеро, обязательно нужно бурханить.
Буряты Кабанского района, как и в других районах, сильно интересуются своим происхождением. Откуда появились кударинские буряты или вообще буряты. А конкретно генеалогия того или иного шамана большого интереса у них сейчас не вызывает. В Ранжурово, как уже писал, живут представители восьми родов. Из них только Хайтал и Нохой ураг вышли или пришли когда-то из Монголии.
Сейчас, в 1960-е годы, в улусе нет настоящего шамана, получившего все необходимые знания, или скрывают это. По рассказам, шаманами становились по сверхъестественной силе. Тот, кто должен стать шаманом, в молодости болеет, бывает некоторое время очень пассивен по отношению к окружающей жизни. Затем он (она) убегает в лес и питается несколько дней только ягодами и грибами. Он не дает себя поймать. Были случаи, когда ловили арканом. Затем приготовливают все нужное для того, чтобы совершить обряд вступления в шаманы (совершают «шанар»).
Из истории мы знаем, что со временем русских стало на северной стороне Байкала много, и некоторые представители эхиритского и булагатского племён решили перебраться на южную сторону озера. Переселение первых семей - предков ранжуровских бурят - на острова левобережья реки Селенги состоялось примерно в середине 18 века. Некоторые семьи, перейдя на южную сторону, закрепились на островах, а другие пошли дальше в Иройскую долину ныне Селенгинского района.
В старину народу собиралось больше, жертвоприношения были обильными. Забивали скот: овцу и жеребёнка. В 1950-1960-е годы это можно было увидеть исключительно редко. В период коллективизации были запрещены все молебны и народ сильно не жалел об этом, хотя некоторым приходилось исполнять обряды тайно. Сейчас старики говорят, что если было бы также строго, то мы все забыли бы эти традиции.
Буряты Кударинской земли согласны, что все большие божества и шаманы после смерти обитаются на небе, и поэтому небо в религиозных разговорах представляется божественным местом. Среди прочих богов особое почетное место в легендах занимает Эсэгэ малаан тэнгэри. К нему другие боги обращаются за разрешением спорных вопросов. Все тэнгрии делятся на барууни 55 и зууни 44, их упоминают часто в призываниях. Говорят, что раньше они жили вместе, затем поссорились из-за добычи. Злые 44 ушли к востоку, добрые 55 к западу. Название этих тэнгриев не знают
Юролы-благопожелания являются одним из древнейших жанров бурятского фольклора. Юролы связаны с верой древнего человека в магическую силу слова, дополняющего и закрепляющего разные формы обрядовых действий. К юролам примыкают харалы (проклятия), которые сопровождали обряды противодействия злым силам
Особенностью духовной жизни кударинских бурят, которые вместе со всеми российскими народами давно приобщены к достижениям современной цивилизации, является то, что они единственная небольшая группа, насчитывающая около шести тысяч человек в Кабанском районе и примерно столько же в других населенных пунктах республики, сохранившая в области вероисповедания приверженность древнейшей религии - шаманизму, несмотря на влияние в течение веков как буддизма, так и христианства. Эта религия все годы советской власти в республике функционировала только у кударинских бурят, а если указать географически точно - в четырех селах Кабанского района: в Ранжурово, Корсаково, Хандале, Дулане.
Я, Борбоев Леонтий Абзаевич, родился в 1935 году в селе Корсаково Кабанского района Бурятии. У меня два сына, одна дочь и семеро внучат. Дар шамана открылся еще в молодости, и с тех пор я, как могу, стараюсь помогать землякам, своему народу. Давно у меня было желание рассказать те легенды и сказания, что я слышал в юности. Они передавались из поколения в поколение - от одного шамана к другому. В них - история нашего народа, нашей древнейшей религии - шаманизма. Хочу передать моим потомкам эти знания, "память поколений", традиции. Я поведаю о Великих богах, покровителях наших местностей и родов, об обрядах, проводимых в их честь, о появлении моих предков - рода Абзай, о том, как жил наш народ при Чингисхане и царской власти. Хочу сразу оговориться, что мои сказания не имеют ничего общего с научным историческим трудом. Если каждый прочитавший вынесет для себя хоть крупицу полезного, я буду рад. Буду считать, что не зря взялся за этот несвойственный мне ТРУД.