Navigation

БАЙКАЛО-КУДАРА

Село Байкало-Кудара возникло на правом берегу реки Селенги на самом рубеже XVII-XVIII веков, в степи, богатой пастбищными угодьями, в окружении дремучих лесов и вод. Название произошло от бурятского слова «худара», «хударха» - тайком незаметно проникнуть куда-либо. Так якобы западные прибайкальские буряты проникали в Забайкалье. По преданиям, здесь они нашли богатое место, где можно «найти дрова без топора, мясо без ножа». Примерно в эти же десятилетия основали здесь свои первые поселения русские люди, пришедшие из Курской и Вятской губерний России. Их потомков от смешенных браков и сегодня, спустя 300 лет, отличают темный цвет волос, скуластые лица, своеобразный говор. В конце XVIII века здесь проводилась ярмарочная торговля «при Байкал-море в Кударинской слободе», где с 15 декабря и по 1 января приезжие купцы продавали и обменивали ткани на пушные товары. В некоторых документах старого времени Байкало-Кудара именовалась «Кудара-Благовещенье», от названия большой белокаменной церкви. В середине XX века довелось ей побыть, хотя и недолго, административным центром Байкало-Кударинского района. Сегодня Байкало-Кудара является самым крупным селом правобережья.

Были и предания Байкало Кударинских бурят

Sep
18

Устное народное творчество байкало-кударинских бурят богато былями, сказами, сказками, пословицами, поговорками, песнями и т. д. Были и сказы байкало-кударинцев по содержанию подразделяются на следующие группы: антирелигиозные, антиламские; антифеодальные; исторические, топонимические. В настоящее издание включены не только были, но и легенды, предания и другие жанры малой формы. При этом мы руководствовались мыслью, как можно шире показать фольклорное и историческое наследие байкало-кударинцев, тем более, что их фольклор почти не собран.

Posted By sadmin read more

Страницы из жизни бурят Кударинской степи

Sep
16

По своему быту, по уровню хозяйства и культурному развитию кударинские улусы ничего общего не имеют с дореволюционными поселениями. Значительно улучшилось материальное благосостояние населения. Ныне прежний бедняк не живет в дымной, прокопченной избенке с земляной крышей. И народ сейчас не тот. Теперь на свободной земле процветает труд радостный, труд созидательный. Выросло много замечательных передовиков колхозного и совхозного производства. Цель работы «Страницы из жизни бурят Кударинской степи» — кратко рассказать молодежи о бытии байкало-кударинцев в дореволюционное время. Изучая прошлое, мы лучше ценим настоящее

Posted By sadmin read more

Раскулачивание…

May
22

Из 650 дворов около 100 были раскулачены. Кто они? Люди, знавшие землю, умеющие работать на ней и рыбачить в море, торговать излишками и волноваться за состояние школ в родном селе. Вместе с жёнами, малолетними детьми и престарелыми родителями репрессиям подверглись примерно 400 человек.

Posted By sadmin read more

Диалектные черты в речи жителей с. Байкало-Кудара

May
22

Географическое расположение Байкало-Кудары (близость Байкала, устье реки Селенги) определяют и хозяйственные занятия её жителей. Кударинцы - потомственные , рыболовы, охотники, землепашцы, скотоводы. И именно с особенностями быта, хозяйствования, промысловой деятельности и связано в основном формирование диалектов.

Posted By sadmin read more

Крепкие люди

May
22

Рядом со мной на больничной койке лежит и читает, с утра до ночи читает книги человек богатырского роста, здоровяк, чей могучий организм справился с надвигавшейся было гангреной.

Posted By sadmin read more

Сторона Кударинская

May
15

По сохранившимся легендам и преданиям, заселение Кударинской степи и устья Селенги бурятскими родами происходило 350-300 лет тому назад, в основном из пределов бывшего Эхирит-Булагатского аймака, с долин рек Лена (Зулхи), Куды, Анги, Хашан-хара, с северных земель из-за Байкал-моря и острова Ольхон. Буряты родов Олзон, Байтал, Баяндай, Шоно, Абазай относят себя к племенам эхирит, алагуевцы и хурумшинцы - к племенам булагат, галзуты -к племенам хори, монголы вышли из Халги, рода сэгэн, хайтал и зуунгар считают себя выходцами с Алтая. Буряты рода хайтал, по преданиям, имели шаманское происхождение, унаследованное по женской линии от племени урянха, среди их потомков немало известных шаманов и шаманок.

Posted By sadmin read more

Откуда корни, чьи потомки...

May
15

Таким заголовком статьи, опубликованной в 3 номере нашей газеты, тресковцы призвали земляков обратиться к своей истории, которую грешно не только растаптывать, как умудрялись это сделать за годы перестройки, но и просто забывать. Призыв этот подхватили байкало-кударинцы, история которых тоже богата интересными событиями. И подвижникам этого стали тоже неравнодушию энтузиасты. Один из них - библиотекарь Байкало-Кударинской библиотеки Валерий Павлович Афанасьев, который скурпулезно собирал и берег библиотеке ценный материал. Он собрал его воедино и привез в редакцию. Думается, материал будет интересен не только байкало-кударинцам, так как обширная территория правобережья; имеет большое значение для всего нашего района.

Posted By sadmin read more

БАЙКАЛО-КУДАРА: 300 ЛЕТ ИСТОРИИ

May
15

Кудара росла и складывалась как мирное и свободное поселение русских пашенных крестьян-землепроходцев, близких по своему положению к казацкому сословию. Кударинцы самостоятельно строили свою жизнь, на сходах избирали старшин и голов двух сельских участков, на которое делилось население, решали размеры податей и повинностей, раздел пахотной земли и покосов, отправку молодежи на военную службу, содержание церковного причта. Сегодня эти земские, демократические формы самоуправления, к сожалению, потеряны для кударинцев, забыты во времени.

Posted By sadmin read more
Subscribe to RSS - БАЙКАЛО-КУДАРА

Who's new

  • sadmin